Биографический метод изучения личности


Учёт биографии изучаемого лица  имеет  свое  обоснование  в  принципе  историзма.  Суть этого принципа заключается в том, что при оценке любого явления надо исследовать его возникновение, развитие и настоящее состояние.

Смысл биографического метода для руководителя  состоит  в  изучении жизненного  пути  работника.  Жизненный путь — это, с одной стороны, история жизни человека, а  с  другой  —  социальная форма его индивидуального развития. Жизненный путь осуществляется  в своеобразных условиях микросреды, которая является сферой межличностных отношений.

Из комплекса взаимодействующих обстоятельств в микроструктуре складывается образ  жизни непосредственного  окружения  (группы), который отражается в индивидуальном опыте личности. Этот опыт в единстве с  объективными  условиями становится определяющим в поведении индивидов.

Взаимодействие личности с комплексом  обстоятельств составляет  социальную ситуацию развития. Такая ситуация может представляться как любая биографическая дата и как  важный  поворотный  пункт  на жизненном пути личности, меняющий образ её жизни и субъективное состояние, связанное с переоценкой ценностей. Для оценки личности особенно важна  вторая сторона социальной  ситуации,  смена  которой,  по  мнению Б.Г. АНАНЬЕВА, происходит под воздействием событий реализации жизненных планов.

Изучая конкретного человека, нужно  сосредоточить  своё внимание на содержательной стороне этих групп событий. 

СОБЫТИЯ СРЕДЫ

  • это объективные процессы, происходящие в  стране,  районе, социальной  общности, куда оказывается вовлечённым изучаемый человек. Эти события, совершающиеся помимо его воли, тем  не менее  оказывают  на него сильное влияние.

События поведения связаны с осознанностью действий и поступков, в которых реализуется система отношений личности к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам. Необходимо  стремиться  прослеживать поведение  изучаемого  лица в системе трудовых, познавательных, игровых действий и поступков. Все они, как  в  зеркале, отражаются  в  коммуникативных  действиях  и  операциях, совершённых в общении.

Таким образом, общение, в которое вовлекается изучаемый человек, выступает в виде  пути,  который соединяет  все  его биографические вехи. В общении познаются также и события жизненных планов личности  (замыслы,  мечты, идеи), реализация или крушение которых отпечатывается как на внутреннем,  так  и  внешнем её облике.

Структура жизненного пути имеет свои фазы и  генетические  переходы  между  ними. Именно  на этих переходах и стыках происходят важнейшие жизненные перемены. Установление времени переходов  от  фазы  к фазе в истории жизни изучаемого лица и наложение этих периодов на события жизни нации (группы) может способствовать пониманию особенностей психологии этого лица, к объяснению его поведения. 

Следует  указать,  что поиск фаз жизненного пути человека следует начинать с первых  циклов  его  жизни,  где важно  учесть особенности становления сознания, ведущей деятельности, занимаемой позиции в системе общественных отношений.

Теория и практика показывают, что  изучение  жизненного пути человека целесообразно начинать с трёхлетнего возраста. Дело заключается в том, что личность человека в огромной мере  формируется  на  протяжении  первых трёх-пяти лет жизни. Трёхлетний возраст связан с наиболее  ранними  переживаниями детства, сначала с осознания своего «Я». В этот период чело- век  впервые  «встречается»  с  самим собой, у него начинает складываться отношение к себе.

Здесь большую роль  оказывают родители,  которые,  находясь  в условиях независимой от них социальной ситуации, закладывают в ребёнка определённые идеальные «программы», которые у личности  становятся  «мостом» от  прошлого  к  будущему.  Эти программы преломляются через эмоциональный мир детей на восприятие мира в  детском  саду, ВУЗе,  в повседневной жизни. В соответствии с этими программами формируются черты характера.

Подобное характерно и  для других  периодов, особенно для стыков между этими периодами. Здесь полезно руководствоваться данными генетической  психологии.  Из многих схем, получивших признание научной общественности, целесообразно рассмотреть схему  Э.ЭРИКСОНА. 

Согласно ЭРИКСОНУ человек в своём психическом развитии проходит 8  фаз:

1.ПЕРВЫЙ  ГОД

(доверие – недоверие). В зависимости от ухода у ребёнка формируется отношение к  обстановке,  хаосу, враждебности. 

2.ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ГОДЫ

(самостоятельность – зависимость). Формируются навыки и качества самостоятельности, адекватности в  реакциях  и  самоконтроля.  Усиленная  опека ведёт к формированию чувства стыда и сомнений.

3.ЧЕТВЁРТЫЙ и ПЯТЫЙ  ГОД 

(инициатива – чувство вины). Отношение родителей к самостоятельности в действиях ведут к формированию инициативы или полнейшей безынициативности.

4.ШЕСТОЙ –  ОДИННАДЦАТЫЙ ГОД

(трудолюбие – комплекс  неполноценности).  Стремление ребёнка к познанию общих  закономерностей  бытия,  овладение техническими умениями и навыками ведёт его к воспитанию трудолюбия.  Если  же всему ставятся всяческие препятствия, активность ребёнка классифицируется как глупость,  и  от  него отмахиваются, то создаются условия для культивирования комплекса неполноценности. 

5.ДВЕНАДЦАТЬ  –  ВОСЕМНАДЦАТЬ  ЛЕТ

(идентификация личности–смещение ролей). В этот период  подросток  начинает смотреть на мир с разных сторон. При неблагоприятных условиях подросток переживает смятение в  ролевом поведении,  не  находя  себе  места  в социальном окружении.

6.РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ

(интимность – изоляция). Взаимодействие  с противоположным полом ведёт к воспитанию интимности, неудачи – к развитию одиночества. 

7.СРЕДНИЙ  ВОЗРАСТ 

(коллективизм – эгоизм). Жизненная активность может вылиться далеко  за пределы  личности. Человек может ориентироваться на семью, общество, будущее.

8.СТАРОСТЬ  (чувство  исполненного  долга – отчаяние).  В эту последнюю стадию жизни человек оценивает пройденный путь. Один может удовлетвориться своими делами  и спокойно ждать смерти, другой от сознания напрасно потраченных лет, может прийти в отчаяние.