Индивидуальная работа с подчиненными


Успех воспитательной работы во многом зависит от умения командира выбрать методику работы с подчиненными, правильно учесть индивидуальные черты характера, психологические особенности, социальный опыт, уровень общеобразовательной и военной подготовки каждого, а также оказать им помощь в период военной службы. Многое из перечисленного зиждется на умелом владении командиром методикой индивидуально-воспитательной работы с подчиненными.

1

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) — это целенаправленная и планомерная деятельность воспитателя (командира, начальника) по формированию и развитию у воспитуемых (различных категорий военнослужащих) необходимых качеств, норм поведения с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.

Ее сущность заключается в применении эффективных средств воздействия на конкретного подчиненного (схема 1). Индивидуально-воспитательная работа строится на межличностном общении воспитателя и воспитуемого, их непосредственном взаимодействии.

Схема 1

Содержание и методы индивидуально-воспитательной работы

Это заставляет командира (начальника) проявлять избирательность в методах индивидуально-воспитательной работы в соответствии с социальными, психологическими, физиологическими особенностями каждого подчиненного, а также учитывать, какова роль последнего в подразделении, пользуется ли он авторитетом, каковы его личные притязания и ценностные ориентиры.

Цель индивидуального воспитания заключается в укреплении положительных качеств и коррекции недостатков ‘военнослужащего. Блестящий русский полководец Александр Васильевич Суворов высказывал по этому поводу такую мысль: целью воспитательного процесса является привитие таких качеств, чтобы «всякой при всяком случае» был «бодр, смел, мужествен и на себя надежен».

В ходе проведения индивидуально-воспитательной работы командиры (начальники) решают следующие задачи:

— постоянное изучение индивидуальных качеств военнослужащего;

— воспитание у каждого подчиненного высоких морально-психологических качеств и дисциплинированности;

— мобилизуют военнослужащего на успешное решение задач боевой подготовки, службы войск и безопасности военной службы.

Индивидуально-воспитательная работа с подчиненными строится на основе следующих принципов:

— гуманистическая направленность процесса индивидуально-воспитательной работы;

— сочетание требовательности к подчиненному с уважением его личного достоинства и заботой о его быте, досуге;

— опора на положительные качества личности воспитуемого;

— конкретность задач воспитания;

оперативность проведения ИBP, а также возможность ее осуществления в любой обстановке;

— планомерность, заблаговременная продуманность мероприятий по ИВР.

В своей совокупности эти принципы определяют функции индивидуально-воспитательной работы.

Основными из них являются:

— формирующая, предусматривает целенаправленную выработку у военнослужащих личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению;

— мобилизующая, способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение успеха, стоящих перед ним задач;

— развивающая, характеризующая индивидуально-воспитательную работу с точки зрения ее возможностей по позитивному изменению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;

— профилактическая, позволяющая формировать у воспитуемых установку на недопустимость отклонений в их поведении;

— корректирующая, которая связана с изменением или устранением отдельных негативных качеств личности военнослужащего.

Рассматривая содержание ИВР как совокупность последовательных воспитательных мер воздействия командиров (начальников) на подчиненных, необходимо выделить четыре основных этапа в системе организации и проведении индивидуально-воспитательной работы:

1. Изучение индивидуальных особенностей и личностных качеств военнослужащего, его сильных и слабых сторон.

2. Практическое осуществление мер, направленных на формирование высоких морально-психологических и боевых качеств военнослужащего.

3. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия.

4. Систематический анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, корректировка методов и приемов.

Анализ войсковой практики показывает, что индивидуальная работа эффективна и действенна, если командиры (начальники) в

полном объеме и качественно используют весь спектр ее методов и приемов.

Таким образом, индивидуально-воспитательная работа представляет собой системное образование: имеет конкретную цель и определенные задачи; строится с учетом принципов; включает целый комплекс мероприятий, осуществляемых планомерно; имеет свои методы, формы и приемы.

2

Первым этапом в индивидуально-воспитательной работе является изучение индивидуально-психологических особенностей и личностных качеств военнослужащего. Они же представляют собой сложную структуру.

Индивидуально-психологические особенности — это сочетание различных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в ее качествах.

Изучая индивидуальные особенности и личностные качества подчиненного, командир получает возможность выбрать такие средства воздействия на него, с помощью которых он может не только устранить недостатки подчиненного, но и своевременно предотвратить чрезвычайное происшествие или грубое нарушение воинской дисциплины.

При этом важное значение имеет изучение уровня развития таких психических познавательных процессов, как ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь. Рассмотрим каждый из них.

Ощущение — это простейший психический процесс отражения в сознании отдельных свойств предметов или явлений при помощи органов чувств (зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и других анализаторов) человека. Если же предметы или явления отражаются в сознании человека в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств, то этот психический познавательный процесс называется восприятием.

Представление — это возникновение в сознании человека образов ранее воспринимаемых объектов.

Под воображением понимается деятельность сознания. В процессе ее создаются новые образы на основе имеющихся представлений или знаний. Благодаря воображению можно представить предметы, которые еще не влияли ранее на органы чувств, мысленно предвидеть будущее.

Внимание — это преимущественная устремленность сознания человека на определенный объект или явление. Оно является одной из важнейших психологических предпосылок успеха военнослужащего в учебе и службе. Основными свойствами внимания являются: концентрация, распределение, переключение, устойчивость, колебание и отвлекаемость. Для людей, не обладающих развитым вниманием, характерна рассеянность.

Память — это процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. В зависимости от того, какая информация человеком запоминается, различают образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную память. Кроме этого, важной характеристикой памяти является кратковременность и долговременность запоминания. Память каждого имеет свои особенности. Одни хорошо запоминают наглядный материал или лица людей, другие — фамилии или цифры. Встречаются военнослужащие, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти) или услышанное (слуховой тип), или то, что явилось объектом их двигательной активности (двигательный тип). Командиру важно знать особенности памяти каждого подчиненного и учитывать все это при проведении индивидуально-воспитательной работы.

Мышление — это процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями. Чтобы военнослужащий осознанно и с высоким качеством осуществлял служебную деятельность, он должен обладать развитым мышлением. Только тогда он сможет успешно выполнить боевые задачи, объективно оценить обстановку в воинском коллективе. Мышление должно быть мобильным, самостоятельным, целеустремленным, отличаться глубиной, гибкостью, широтой и т.д.

Мышление человека выражается в словах, фразах, что называется речью человека. Она бывает устной (диалог и монолог) и может выражаться в письменной форме.

Перечисленные психические познавательные процессы непосредственно связаны с эмоциями (чувствами) и волей человека. Эмоции (чувства) — это переживание человека по отношению к людям, предметам и явлениям действительности. От них зависит поведение, психофизиологический настрой организма и поведение человека (воина). В процессе ИВР командиры (начальники) призваны учитывать особенности эмоционального состояния военнослужащих, уметь вызывать такие эмоции и чувства, которые способствуют выполнению различных задач, стоящих перед подразделениями, и локализовывать те, что подавляют волю подчиненных.

Воля — это способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью и стремиться достичь ее, преодолевая трудности. Как правило, в период воинской службы перед военнослужащим повседневно возникают различные трудности. Поэтому воспитателю важно формировать и развивать у воспитуемых такие волевые черты характера, как целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, инициативность и др.

Обладая сведениями об особенностях протекания психических познавательных процессов, об уровне развития чувств и воли у каждого из военнослужащих, командир (начальник) сможет сделать вывод о том, к чему наиболее предрасположен тот или иной воспитанник в силу своей индивидуальности. Воспитатель, владеющий информацией о психическом состоянии подчиненного, может наиболее верно понять его индивидуальность.

Индивидуальность — атрибут человека, характеризуемый со стороны социальнозначимых особенностей, отличающих его от других людей.

Она проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, восприятии и интеллекте, потребностях и способностях индивида.

Учитывая все это, следует осуществлять индивидуальный подход в процессе воспитания подчиненных.

Следует подчеркнуть, что для осуществления индивидуально-воспитательной работы не стоит ограничиваться изучением биографических данных и психологических особенностей военнослужащих. Наряду с этим необходимо знать личностные качества подчиненного, уровень развития личности военнослужащего (схема 2).

Схема 2

Структура индивидуальных особенностей и личностных качеств военнослужащего

Интеллектуальные и познавательные качества личности: уровень знаний; успеваемость; способность к анализу; интересы и их направленность; внимание и наблюдательность; качества памяти и Др. Волевые качества: целеустремленность, самообладание, решительность, способность самостоятельно принимать решения; инициативность. Привычки: положительные — аккуратность, исполнительность, ответственность; отрицательные — грубость, хамство, склонность к употреблению спиртных напитков, наркотиков. Особенности темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Дисциплинированность: знание общевоинских уставов; выполнение их требований; наличие и характер взысканий и поощрений; организованность; исполнительность. Эмоциональные качества: внутреннее отношение к явлениям и событиям; направленность переживаний; чувство воинского долга; способность человека управлять своими чувствами. Общественная активность: выполнение общественных поручений; участие в культурно-досуговой и спортивно-массовой работах; потребность в общении с людьми. Физическое развитие: общее развитие; уровень выносливости; отношение к спорту; выполнение спортивных разрядов; предрасположенность к заболеваниям. Направленность личности: цели и мотивы воинской службы; нравственные взгляды; убеждения; идеалы, кругозор. Особенности характера: сила характера и его направленность; отношение к коллективу, воинскому труду; устойчивость и работоспособность; принципиальность и ответственность; отрицательные черты характера.
Социальный опыт военнослужащего: место рождения; где живут родители и близкие родственники; отношение родителей к детям и между собой; кто из членов семьи оказывал наибольшее влияние в детстве; женат или холост; в какой школе учился и успехи в учебе; какие предметы любил и почему; чем увлекался в свободное время; с кем дружил; какую общественную работу выполнял; какую читал литературу; о какой профессии мечтал; где работал; исповедует ли религию.

Характеристику уровня развития личности военнослужащего составляют следующие показатели:

степень включенности в систему связей с сослуживцами, командирам и( начальникам и), другими людьми;

общительность (коммуникативность);

место среди членов воинского коллектива (лидер, середнячок, аутсайдер, «белая ворона» и др.);

степень влияния на других военнослужащих (авторитетность);

способность адаптироваться к условиям военной службы и др.

Данные об уровне развития личности военнослужащего должны помогать командиру определить место и роль каждого в воинском коллективе.

Таким образом, командиру (начальнику) для проведения эффективной индивидуально-воспитательной работы необходимо специально изучать определенные индивидуально-психологические особенности и личностные качества подчиненных, проявляемые и формируемые в различных видах деятельности.