Конфликт как социальное явление.


1.Взгляды на теорию конфликтов в западной и отечественной социологии.

2.Сущность и содержание конфликта.

Война, борьба за выживание, социальные конфликты были и остаются спутниками человека.

Конфликтами занимались всегда ученные всех уровней:

Гераклит, Эпикур и др. рассматривали противоборство и войну как условие общественного развития. Дидро, Руссо и др. Мыслители в т.ч. Оуэн резко осуждали насилие социальные столкновения которые тормозили развитие общества. Гегель акцентировал внимание на положительной роли войны и социальных конфликтов в общ развитии «…война предохраняет народы от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного а тем более прочного мира…».

Г.Спенсер в основу теории конфликта в динамике развития общества обосновал положение о всеобщности и универсальности конфликта. /Он утверждал что борьба за выживание, конфликты происходят между индивидами группами при этом обеспечивают равновесие в обществе и качественное протекание процесса общественного развития./

Социал-дарвинисты (амер. Саннер, Смолл) описывали некоторые проявления социальной борьбы в столкновении интересов через идеологию выживания и естественного отбора, перенося биологические закономерности на жизнь общества.

Зиммель (нем.) один из основателей европейской школы конфликта в своих работах подчеркивал, что конфликт — жизненно важный интегративный аспект развития общества, в следствие которого разрушается двойственность,  достигается определённое единство, даже путем уничтожения противника. Основной принцип конфликта содержит социализирующую силу развития, объединяющую противоборствующие стороны.

Дюркгейм (фран.) считал, что все конфликты как правило имеют негативный характер. Конфликт есть итог развития социальной структуры общества и сотрудничества и в тоже  время он подчеркивал, что к дифференцируют общество и участвуют в его консолидации.

Р.Парк. Т.Парсонс (амер.) и др. утверждают, что конфликт является универсальным социальным процессом; важнейшим фактором всех социальных перемен; промежуточными звеньями между стабильными формами взаимодействия; развитие общества — это череда конфликтов и гармония.

В.Парретто (итал.) подтверждал идею о том, что конфликт и к имеют прогрессивную роль в развитии общества, выступает как фактор , но при определенных условиях к выступает как деструктивный элемент и приводит к радикальным преобразованиям.

К. Маркс понимал конфликты исходя из материалистического понимания истории: в основе -проблемы собственности и отношений на основе с -материального производства; -социальный конфликт на уровне антагонистических противоречий; -конфликт неизбежное социальное явление — разрешение его — революция.

В современных условиях в западной конфликтологии сложилось три основных концепции:

  1. теория позитивно-функционального конфликта у истоков Зиммель и современный конфликтолог Коззер. Козеер в работе «Функции социального конфликта» обосновал положительную роль конфликта в развитии социальных систем; доказал, что ни одна социальная  группа не может жить и существовать без конфликтных отношений; количество конфликтов и конфликтных отношений влияет на стабильность американского и др. общества; чем чаще конфликты тем устойчивее социальное равновесие в системах. Определение: конфликт — борьба за ценности и претензии, за определенный социальный статус, власть и достаточные для всех материальные и духовные блага; борьба в которой целями являются: нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника.
  2. Концепция общей теории конфликта Боулдинг его работа «Конфликт и защита. Общая теория.» Идеи:
  3. конфликт — универсальная категория жизни, присуща как живому так и неживому миру выступает для исследования социальной, физической, химической, биологической среды;
  4. все происходящие конфликты имеют общие функции свойства периоды и тенденции развития.
  5. Дарендорф (нем.) Автор модели конфликта в обществе «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» Идеи:
  6. в любом обществе к естественен и неизбежен как элемент социального развития;
  7. через конфликт осуществляется разрядка социальной напряженности.

В отечественной социологии занимались как до революции так и в советское время. Современная социология России имела этапы развития:

  1. 20-30е годы основные работы связаны с трудом. Конфликт понимался на базе концепции наемного труда — трудовые споры.
  2. 30-80е годы «бесконфликтная» ситуация одна работа «Социальный конфликт как социологическая категория» — Нечипоренко. Работы которые были на рубеже 80-х — перевод западных работ.

2 вопрос

Конфликт — (лат.) столкновение

Конфликты имеют этапы развития:

  • подготовительный этап,
  • основной этап,
  • стадия разрешения конфликта . /стр.226 Фролов «Социология»/.

Анализ конфликта большинство ученных начинают с уточнения в структуре конфликтных отношений потребностей. Маслоу подразделяет потребности по основаниям:

  1. физические (пища, секс, материальное благополучие),
  2. потребности в безопасности ,
  3. социальные потребности (общение, социальные контакты, взаимодействие),
  4. потребности в достижении престижа знаний, уважения и определенного уровня компетенции,
  5. высший тип потребностей (самовыражение, самоутверждение, творчество).

Конфликты можно квалифицировать по следующим основаниям:

  1. личностные конфликты (личное, индивидуальное сознание),
  2. межличностный конфликт (разногласия между двумя или несколькими членами группы или нескольких групп),
  3. межгрупповые (макро- и микро- уровни),
  4. конфликт с внешней средой.

Конфликт —

  1. 1.предельный случай обострения социальных противоречий, который выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных групп и других, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития.
  2. конфликт социальный складывается в социальной ситуации, которая связана с необходимостью разрешения социальной проблемы (любого характера).

Кудрявцев, Дмитриев «Введение в теорию конфликта».

Причины конфликтов:

  • наличие противоположных ориентаций,
  • идеологические причины, разные отношения к идеям,
  • различные формы социального и экономического неравенства,
  • заложенные в основе функционирования ССО между базовыми элементами (между классами, между социальными группами…).