Контртеррористическая и миротворческие операции российских войск


Международный терроризм в последние годы превратился в одну из опаснейших по своим масштабам и последствиям общественно-политических и военных проблем. Для борьбы с ним объединяется весь мир. На ее переднем крае находятся Россия и ее Вооруженные Силы.

1

В 90-е годы прошлого столетия Российские Вооруженные Силы столкнулись на Северном Кавказе с незнакомой для них ранее ситуацией, когда им пришлось вести боевые действия внутри государства в условиях организованного вооруженного сопротивления бандформирований, поддерживаемых основными центрами международного терроризма. До этого Российская армия не имела практического опыта ведения подобного рода действий, не принимала участия во внутригосударственном вооруженном конфликте. В таких условиях необходимо было использовать новые формы вооруженной борьбы, вырабатывать специфические меры противодействия, одной из которых является контртеррористическая операция.

Контртеррористическая операция — это совокупность согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам» месту и времени боев и ударов, проводимых группировкой федеральных войск с целью разгрома и уничтожения незаконных вооруженных формирований (НВФ), террористических группировок, развязавших боевые действия на территории одного или нескольких субъектов федерации и угрожающих целостности государства, его конституционному строю.

В ходе ее проведения применяются все виды военных действий, а также используются средства борьбы экономического, социального, политического и информационно-пропагандистского характера. Успех контртеррористической операции во многом определяется отношением к ней большей части населения региона, вовлеченного в вооруженный конфликт, положительной реакцией общественного мнения страны, а также уровнем боевого, морально-психологического и материально-технического видов обеспечения. Важную роль играет и международный фактор.

Следует отметить, что в начале

90-Х годов истекшего века по вине руководства Чеченской Республики (ЧР) и при бездействии со стороны федеральной власти России в Чечне сформировался режим во главе с Д. Дудаевым, который резко дестабилизировал всю обстановку на Северном Кавказе.

30 ноября 1994 г. со ссылкой на статью 88 российской Конституции был подписан Указ Президента РФ № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». В соответствии с этим документом была создана группа руководства действиями по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований, введению и поддержанию в ЧР чрезвычайного положения во главе с министром обороны РФ генералом армии П. Грачевым.

Непосредственное руководство действиями Объединенной группировки войск (ОГВ) возлагалось на сформированное на базе Северо-Кавказского военного округа управление. В его состав были включены оперативные группы других министерств и ведомств. Первым командующим ОГВ являлся командующий войсками СКВО генерал-полковник А. Митюхин, с 20 декабря 1994 г. его сменил первый заместитель начальника ГОУ ГШ ВС РФ генерал-лейтенант А. Квашнин.

В ходе осуществления специальной операции по восстановлению конституционного порядка и разоружению НВФ в 1994 -1996 гг., проходившей в несколько этапов, федеральные войска вынуждены были неоднократно возобновлять и прекращать боевые действия, пока не были заключены Хасавюртские соглашения, после чего российская сторона освободила из плена чеченских боевиков it вывела свои войска с территории Чеченской Республики. Это привело к резкой активизации действий бандформирований и попыткам перенести их в соседние республики.

23 сентября 1999 г. Президент РФ подписал Указ о создании на Северном Кавказе Объединенной группировки войск с включением в ее состав формирований всех силовых министерств и ведомств, а также о подготовке контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.

Замыслом контртеррористической операции ОГВ предусматривалось: освободить от бандформирований Надтеречные районы ЧР, концентрическим сдавливанием с запада, севера и востока оттеснить боевиков в южную часть республики и одновременно овладеть г. Грозным, последующими действиями нанести поражение оставшимся бандформированиям с одновременным перекрытием перевалов в целях воспрепятствования их оттока в Грузию.

Для реализации этого замысла было создано несколько группировок войск, которые поддерживали группировки фронтовой и армейской авиации, ракетных войск и артиллерии, средств тылового и технического обеспечения.

Контртеррористическая операция ОГВ в ЧР явилась логическим продолжением боевых и специальных действий против вторгшихся на территорию Дагестана чеченских бандформирований. В период создания и сосредоточения группировок войск на направлениях осуществлялось систематическое огневое воздействие по базам, лагерям, пунктам, сетям и объектам управления боевиков в границах ЧР.

В ходе проведения контртеррористической операции многие солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры продемонстрировали стойкость, героизм и мужество, верность военной присяге и войсковому братству. Убедительным свидетельством этого служит подвиг десантников 6-й роты 76-й воздушно-десантной дивизии Героев Российской Федерации гвардии подполковника М. Евтюхина, гвардии майора А. Достовалова, гвардии лейтенанта Д. Кожемякина, гвардии ефрейтора А. Лебедева и других, которые в окружении многократно превосходящих сил бандформирований держали оборону на высоте 776,0 и отражали яростные атаки противника.

В ходе контртеррористической операции российские воины, верные славным боевым традициям, нередко спасали жизнь своим командирам. Так поступил 22 июня 2001 г. рядовой Евгений Золотухин, который находился рядом с командиром группы капитаном С. Шихановым во время осмотра помещений одного из домов населенного пункта Алхан-Кала. Увидев направленный из схрона на командира ствол автомата, он прикрыл его своим телом и принял на себя автоматную очередь. От полученных ран рядовой Золотухин Е.В. скончался, но ценой своей жизни спас жизнь командира и обеспечил выполнение боевой задачи.

Указом Президента РФ за мужество и героизм, самоотверженные действия по защите командира рядовой Евгений Золотухин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

Имеются и примеры другого порядка, когда командиры спасали жизнь своим подчиненным. Так, в июле 2000 г. группа старшего сержанта Сергея Шрайнера, находясь на КПП № 708 (н.п. Аргун), с целью не допустить проникновения боевиков в населенный пункт остановила для досмотра машину, в которой, как позже оказалось, находились боевики. Завязался бой. Одна из гранат, брошенная боевиками, упала рядом со старшим сержантом С. Шрайнером и находившимися рядом военнослужащими. Спасая жизнь своих товарищей, старший сержант С. Шрайнер накрыл гранату своим телом. Мужественный воин погиб, но и боевики были уничтожены.

За личное мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, старший сержант Сергей Шрайнер был удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

После завершения основных боевых действий в Шатойском районе ЧР войсковая часть контртеррористической операции, как было объявлено вначале апреля 2000 г., завершилась. ОГВ перешла к проведению разведывательных и поисково-розыскных мероприятий силами войсковых маневренных групп, подразделениями ВВ, ФСБ и Минюста.

С началом лета 2000 г. характерным в событиях на Северном Кавказе стало проведение адресных мероприятий против боевиков силами преимущественно правоохранительных органов и спецслужб.

Контртеррористическая операция 1999 — 2000 гг. стала суровым испытанием для Вооруженных Сил и всей страны, С одной стороны, российские воины продемонстрировали в ходе контртеррористической операции свои высокие духовные качества, верность воинскому долгу и самоотверженность. За период проведения боевых действий на территории Чеченской Республики более 90 тысяч военнослужащих были удостоены государственных наград, 294 из них присвоено звание Героя Российской Федерации. С другой — контртеррористическая операция показала не только способность Российской армии решать сложные боевые задачи, но и, к сожалению, выявила в ее техническом оснащении, выучке личного состава слабые места, о чем свидетельствуют, тяжелые потери в людях. Только с 1 октября 1999 г. по 1 февраля 2000 г. они составили 2 728 человек убитыми и 7 971 человек ранеными, i Министр обороны РФ С. Иванов, открывая в феврале 2003 г. в Центральном музее Вооруженных Сил Зал ратного подвига, отмечал: «Российские военнослужащие стремятся быть достойными своих отцов и дедов и с честью выполняют свой воинский долг, в том числе в ходе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. Их мужество, стойкость и самоотверженность являются важнейшими формами обеспечения мира и безопасности на территории нашей страны и служат непреодолимой преградой на пути угроз национальной безопасности.

2

Инициатива в проведении миротворческих операций принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН), которая за свою почти 60-летнюю историю постоянно участвовала в разрешении многочисленных споров и конфликтов в различных регионах мира. За последние годы операции по поддержанию мира ООН значительно расширились. Теперь они нередко выходят далеко за рамки традиционной миротворческой деятельности и включают различные виды гуманитарной помощи (доставка продовольствия и грузов, оказание поддержки жертвам военных действий), введение и осуществление различных видов эмбарго, выкуп оружия у местного населения и т.п. В дополнение к военной деятельности многие миротворческие операции в последние годы включают решение гражданских задач: наблюдение за выборами, гуманитарную помощь, контроль за соблюдением прав человека, восстановление инфраструктуры и системы управления и т.п.

В ряде миссий принимают участие достаточно крупные воинские контингенты сил ООН, получившие название «миротворческих сил» (МС), которые с разной степенью эффективности осуществляют операции по поддержанию мира, а в последнее время — и по принуждению к миру.

С 1992 г. Россия также активно включилась в миротворческий процесс на территории СНГ и за его пределами. Российские военнослужащие выполняют миротворческие функции в составе: 1) сил ООН; 2) Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ); 3) самостоятельно.

В Конституции Российской Федерации, говорится, что решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за ее пределами относится исключительно к ведению Совета Федерации. Вопрос использования Вооруженных Сил наиболее подробно регламентирован в Законе РФ «Об обороне», Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в Военной доктрине и других документах.

В частности, в «Актуальных задачах развития Вооруженных Сил Российской Федерации» определены условия использования силовых операций мирного времени. Это:

— выполнение Российской Федерацией союзнических обязательств в соответствии с международными договорами или иными межгосударственными соглашениями;

— борьба с международным терроризмом, с политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;

— осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ по сценариям поддержания мира или принуждения к миру в составе коалиций, созданных в рамках международных организаций, в которых Россия состоит или принимает участие на временной основе;

— обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах

Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;

— защита государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;

— силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решения СБ ООН;

— предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий.

В последние годы особенно остро для Российских Вооруженных Сил стояла задача осуществления миротворческих операций на постсоветском пространстве. В начале 90-х годов прошлого столетия почти одновременно вспыхнули вооруженные конфликты в Южной Осетии, Приднестровье, Абхазии, Таджикистане и в некоторых других регионах, охватив огромное пространство с населением в 30 млн. человек.

В срочном порядке, практически без необходимой правовой базы, были направлены в «горячие точки» части и подразделения Вооруженных Сил РФ.

Участие России в миротворческих операциях в странах СНГ диктовалось необходимостью скорейшего предотвращения гибели мирного населения, разрушения экономики и стабилизации обстановки. Оно также предотвращало распространение вооруженных конфликтов, контрабанды оружия и наркотиков на территорию РФ, открывало для нее дополнительные возможности позитивного влияния на обстановку в «зонах нестабильности».

Операции по поддержанию мира на территории СНГ осуществляются: I) Коллективными силами по поддержанию мира (КСПМ) СНГ; 2) миротворческими силами РФ. Коллективные миротворческие силы СНГ впервые были созданы в сентябре 1993 г. для поддержания мира в Таджикистане.

Коллективные миротворческие силы СНГ — это временные коалиционные воинские, формирования, создаваемые на период проведения операций по установлению и поддержанию мира, урегулированию конфликтов на территории любого государства -участника СНГ.

В их состав вошли 201-я мотострелковая дивизия ВС РФ и подразделения (от отдельной роты до батальона) от Республик Казахстан, Киргизия и Узбекистан. В 1997 — 1998 гг. киргизские и узбекские подразделения решением руководства этих стран были выведены с территории Таджикистана.

Мандат на каждую операцию по поддержанию мира утверждается Советом глав государств СНГ по представлению Совета министров иностранных дел государств — участников СНГ. О принятом решении Совет глав государств незамедлительно информирует СБ ООН и Председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Комплектование органов управления, частей и подразделений осуществляется военнослужащими, проходящими службу в вооруженных силах посылающих их государств по контракту и призыву, на добровольной основе с предварительным отбором. При этом солдаты и сержанты, проходящие службу по призыву, должны иметь срок службы в войсках не менее шести месяцев.

КСПМ в ходе операции выполняют задачи в соответствии с решением Совета глав государств и мандатом в указанных зонах ответственности.

Эти задачи могут включать:

— наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня;

— разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, предотвращение перемещений и столкновений сил сторон;

— создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;

— установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии, проведение по ним расследования;

— контроль местности и действий населения в зонах ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав и свобод человека;

— обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций;

— контроль за обменом военнопленными, оказание гуманитарной помощи гражданскому населению и т.д.

В международно-правовых документах о КСПМ определены принципы их применения. Это беспристрастность и нейтральность; соблюдение законов принимающего государства; уважение обычаев и традиций местного населения; неучастие в боевых действиях; неприменение оружия, кроме как в исключительных случаях.

Богатый опыт осуществления миротворческих операций получил российский контингент в Таджикистане, где пришлось решать немало специфических задач, и прежде всего охранять границу Таджикистана с Афганистаном и вести борьбу с наркобизнесом, не допускать переправку наркотиков из Афганистана на территорию России.

Только за первые пять лет пребывания российских миротворцев в Таджикистане они разминировали более 25 км дорог, ликвидировали 103 минных поля, обнаружили и уничтожили 141 205 мин, перевезли около 10 тысяч переселенцев и более 350 тонн гуманитарных грузов. Основная нагрузка при этом легла на плечи летчиков. Именно они на самолетах Ан-26, вертолетах Ми-8 доставляли грузы в труднодоступные районы Горно-Бадахшанской автономной области. О масштабах наркобизнеса свидетельствует тот факт, что только в 1997 г. на таджикско-афганской границе было задержано 2280 кг наркотиков, из них 36 кг чистого героина.

Деятельность Коллективных миротворческих сил в Таджикистане представляет собой первый и очень ценный опыт взаимодействия коалиционных сил по локализации, гражданской войны, унесшей десятки тысяч жизней. Самоотверженно и мужественно выполняя свой воинский долг, нередко гибнут и миротворцы. К 2000 г., за время миротворческой операции в Таджикистане, Россия потеряла 193 человека погибшими и 85 — ранеными.

Наряду с участием в Коллективных миротворческих силах российские миротворцы осуществляли миротворческие операции в некоторых странах СНГ самостоятельно на основе соглашений России со страной пребывания миротворцев.

Основополагающим документом, определяющим создание миротворческих контингентов РФ, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», принятый Государственной Думой 26 мая 1995 г.

Он определил содержание и функции специального воинского контингента России, установил порядок предоставления военного и гражданского персонала для участия в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Щ

В мае 1996 г. для реализации этого Закона Президент РФ подписал Указ № 637, которым определены количество привлекаемого личного состава, а также вопросы их финансирования. В соответствии с Указом в Министерстве обороны России был утвержден «Перечень соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

На конец 1996 г. в миротворческих операциях на территории государств — участников СНГ было задействовано: личного состава — около 10 тысяч человек, танков — 168, БТР и БМП -532, артиллерии — 247, вертолетов — 29, автомобилей — 1380. Размещение российских миротворческих сил в 2003 г., их задачи представлены в таблице.

Размещение российских миротворческих сил

Регион Сроки Основные задачи
Абхазия с 1994г. Блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и разоружением, охрана военных объектов
Южная Осетия с 1992г. Обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, поддержание безопасности в зоне контроля
Приднестровье с 1992г. Контроль за соблюдением условий перемирия и содействия поддержанию правопорядка в регионе
Сьерра-Леоне с 2000г. Авиационное обеспечение миссии ООН, воздушное сопровождение и прикрытие колонн войск ООН и гуманитарных конвоев

С распадом СССР возникли вооруженные конфликты на постсоветском пространстве, в том числе в 1992 г. в Приднестровье. В июле 1992 г. было подписано российско-молдавское соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». В соответствии с ним 29 июля в зону конфликта был введен российский миротворческий контингент в составе шести батальонов для наблюдения за соблюдением условий перемирия и содействия поддержанию законности и правопорядка. К концу 1996 г. в связи со стабилизацией обстановки общая численность российских миротворческих сил была уменьшена до двух батальонов.

Миротворческая операция в Приднестровье отличается от классических мероприятий по урегулированию вооруженных конфликтов в рамках ООН. Дело в том, что по инициативе России к участию в миротворческой операции были привлечены подразделения конфликтующих сторон — по одному батальону от Молдовы и Приднестровья. Такой подход сразу же показал свою эффективность. При совместной работе была снята напряженность в отношениях между конфликтующими сторонами, все возникающие вопросы решались весьма оперативно.

Руководство воинским контингентом миротворческих сил осуществляет Объединенное военное командование МС, в которое входят представители России, Молдовы и Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), на правах наблюдателей также работают украинские офицеры. По совместной договоренности ни один солдат, ни одна единица бронетехники не могут выйти из своего расположения без приказа, подписанного тремя сторонами. В зоне безопасности, протянувшейся вдоль Днестра на 225 км и на 20 км вглубь, действуют более десятка постов. В необходимых случаях при приближении незаконных вооруженных формирований миротворцы по трехстороннему решению имеют право задерживать, преследовать их и применять оружие.

Итог действий миротворцев только за первый пятилетний период: более 12 тыс. обезвреженных взрывоопасных предметов, около 70 тыс. изъятых единиц боеприпасов, несколько десятков автоматов, винтовок, ружей, пистолетов и мин. Благодаря совместным усилиям миротворцев и противостоящих сторон обстановка в зоне безопасности сегодня остается управляемой и контролируемой.

Важную роль российские миротворцы сыграли при локализации конфликта в Южной Осетии, который особенно обострился в конце 1991 — начале 1992 гг. Он затронул не только Грузию, но самым непосредственным образом и Россию. Прибытие десятков тысяч беженцев с юга легло тяжелым бременем на Северо-Осетинскую Республику.

В июне 1992 г. удалось заключить в Дагомысе трехстороннее соглашение о прекращении огня и направлении в район конфликта Смешанных сил для осуществления контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля. Для решения этих задач 9 июля 1992 г. в зону конфликта и был введен парашютно-десантный полк из состава воздушно-десантной дивизии.

С учетом специфических условий района конфликта (перемешанность грузинских и осетинских сел, отсутствие естественной разграничительной преграды) и ряда других особенностей было решено в состав миротворческих сил включить подразделения конфликтующих сторон — грузинский и осетинский миротворческие батальоны. Российские блокпосты, как обычно в таких -случаях, были расположены между конфликтующими сторонами.

Коллективным миротворческим силам удалось довольно быстро ликвидировать вооруженное противостояние и добиться свободного перемещения людей по всей территории, активизации торговли и хозяйственной деятельности, существенной нормализации социально-политической обстановки.

Благодаря российским миротворцам был прекращен вооруженный конфликт и в Абхазии, где только за вторую половину 1992 г. были убиты 2 тыс. человек. Для России речь шла о судьбе десятков тысяч этнических русских, которых в Абхазии до конфликта насчитывалось примерно столько же, сколько абхазов. Конфликт на границе России непосредственно угрожал и угрожает ее национальной безопасности.

Правовой основой размещения миротворческих сил в зоне конфликта явилось грузино-абхазское «Соглашение о прекращении огня и разъединении сил»~0т~14 марта 1994 г. Хотя по решению Совета глав государств СНГ речь шла о миротворческих силах СНГ, фактически КСПМ представлены только российскими миротворцами.

За время выполнения миротворческих задач специальным воинским контингентом России в зоне грузино-абхазского конфликта проделана большая работа по недопущению эскалации вооруженное конфликта, частичному разминированию местности, оказанию помощи местному населению в налаживании жизни и быта после окончания боевых действий. Только за первые три года были задержаны и разоружены 1042 нарушителя, изъято 346 единиц стрелкового оружия и большое количество боеприпасов, обнаружено и выведено за пределы зоны безопасности около 90 единиц тяжелого вооружения и техники, изъято и уничтожено 22580 взрывоопасных предметов, от мин очищено 4159 кв. км местности и 154 административных здания, восстановлено более 25 км дорог и 3 моста.

Напряженность вокруг абхазской проблемы за прошедшие годы периодически обострялась и вновь спадала. Переговоры между Тбилиси и Сухуми идут очень сложно, со взаимными упреками и недоверием. Стороны не могут найти компромиссных решений по принципиальным вопросам: автономии Абхазии, возвращения беженцев в Гэльский район и другим. Настораживают попытки определенных кругов прервать мандат миротворцев в

Абхазии, которые продолжают являться гарантом мира, безопасности и относительной стабильности в регионе.

Российские миротворцы внесли значительный вклад в проведение международной миротворческой операции на Балканах, где они находились с 1992 г. по июль 2003 г. Только за время пребывания в Косово наши миротворцы изъяли более 800 единиц различного вооружения, свыше 400 тысяч боеприпасов, обезвредили более 12 тысяч взрывоопасных предметов. Российские военные врачи оказали помощь более чем 40 тысячам пациентов, провели более 2 тысяч операций.

Везде, где бы ни находились! российские миротворцы, они показывали высочайшие профессионализм, самоотверженность, а при необходимости проявляли мужество и героизм. Они являются во время миротворческих операций т достойными представителями нашей страны.