Методы опроса.


Типы: – опрос «лицом к лицу» – интервью, беседа. (беседа – нестандартизированное интервью).

заочный опрос – анкеты,  предназначенные для самостоятельного заполнения. 

Первый использовал анкету – Ф. Гальтон (изучение происхождения умственных качеств английских ученых); Бине(Франция), Холл(США).  

Специалист из Германии в области массовых опросов Элизабет Hоэль отмечает, что в Ветхом завете есть указание на то, что применение статистики к людям может оказаться опасным. За проведение по распоряжению царя Давида переписи бог покарал людей чумой, унесшей 70 000 жизней. 

В 1753 году в Англии было отвергнуто предложение о проведении переписи, так как-де подобное мероприятие являлось греховным и подрывающим свободу личности.  

Особенности применения опросов: Когда применяются опросы?

1. На ранних стадиях СПИ:  опрос компетентных лиц (экспертов) для установления значимых переменных и выдвижения гипотез форме интервью.

2. Как основное средство сбора СП информации.

3. Для уточнения,  расширения и контроля данных,  полученных другими методами. Повторный опрос части лиц, входящих в выборку.

Интервью:

Стандартизированное (фиксированы формулировки и последовательность вопросов) сравнимость данных;

большая надежность, повторяемость;

минимум ошибок в формулировках;

квалификация интервьюера не играет большой роли;

неоднозначность понимания вопросов разными людьми,

невозможность дополнительных вопросов;

формальность контакта, меньшая включенность обоих.

Нестандартизированное (общий план, свои формулировки, последовательность) – беседа возможность стандартизации смысла вопросов в соответствии с особенностями опрашиваемых;

обоснованность в смысле приближения к беседе и, следовательно, порождения естественных ответов;

гибкость в отношении ситуации;

глубина информации;

трудность сопоставления;

ошибки формулировок смысла.

М. б. полустандартизированное или «фокусированное» интервью (м. б. перечень как строго необходимых,  так и возможных вопросов).

Главное: для стандарт. и полустандарт. д. б. ясное представление о возможных ответах:

т. е. стандартизации,  в т. ч.  анкете должно предшествовать нестандартизированное интервью и беседы с представителями выборки.

План стандартизированного интервью ничем практически не отличается от содержания анкеты. 

Этапы построения вопросника для интервью или анкеты:

а). определение характера информации, которую необходимо получить;

б). составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

в). составление первого плана вопросника;

г). предварительная проверка этого плана путем пробного интервьюирования;

д). исправление вопросника и его окончательное редактирование. 

Вопросы:

Открытые (неструктурные) – свобода ответа;

Закрытые (структурные) – варианты ответа не знаю.

= дихотомические «да-нет»;

= с множественным выбором ( существует тенденция избегать крайностей,  варианты могут не прочитываться до конца первые могут выбираться чаще, чем последние те же) м. б. право на выбор нескольких ответов с ограничением.

м. б. просто вранье: да читал Диккенса и люблю!

очень хорошо отлично всегда конечно – да довольно хорошо, хорошо часто скорее – да так себе удовлетворительно иногда трудно сказать довольно плохо, плохо редко скорее – нет очень плохо очень плохо никогда конечно – нет  

Содержание вопросов:

1. Фактическая информация о личности и социальном положении

опрашиваемого (в конец лучше! ).

2. Факты поведения в прошлом или настоящем (самого опрашиваемого или других); источники знания об этих фактах; мотивы, побуждающие говорить об этих фактах.

3. Знания о чем-либо и их источники.

4. Мнения о фактах и отношениях; мотивы и нормы поведения опрашиваемого.

5. Интенсивность мнений и отношений:

а). оценка интервьюером глубины чувства опрашиваемого по интонации его ответов, репликам, мимике;

б). самооценка опрашиваемого относительно того, является ли его оценка, мнение сильным или слабым;

в). самооценка опрашиваемого по «графическому термометру» или числовой шкале. 

Правила формулировки вопросов:

1. Не спрашивать сразу о многом!

Вопрос логически не должен содержать два и более вопросов.

Не д. б. «Какие изменения следует внести в наиболее важные, по Вашему мнению, формы организации учебной деятельности слушателей? »

2. Избегать «ваучеров»! В анкете должен использоваться язык опрашиваемых, а не исследователей! 

» Хотели бы Вы стать брокером или дилером? »

3. Спроси короче!

С конца вопроса должно быть видно его начало!

4. Введи в вопрос, если нужно. Предисловие к вопросу.

5. На абстрактный вопрос получишь абстрактный ответ.

Человек – полимотивированное и ситуативно обусловленное существо.

6. Варианты ответов: либо большинство, либо ни одного.

Отрицательные и положительные варианты должны быть уравновешены.

7. Снимай установку на психологическую защиту!

Не напоминай о слабых местах прямо.

8. Снимай установку на стереотипы!

Игра. Воображение.

9. Избегай «мероприятий» и «подвижек»! Избегай заезженных слов.

Слова динамично эмоционально окрашиваются. Окрашиваются. 

10. Избегать внушения: «Не кажется ли Вам.

«Не считаете ли Вы.

11. Интерес должен расти!  Не устраивай дискуссию первым вопросом! 

12. Сложное должно следовать за простым! 

13. Интимное конце! 

14. Последующее должно уточнять предыдущее! 

15. На вопросы «в лоб» могут быть получены ответы «по лбу».

Чем лучше проект анкеты, тем менее ясна его цель для читателя.

Наивные открытые вопросы не дадут правильных ответов.

Задавайте вопросы:

1 Трудно ли понять смысл вопроса?

2 Вопрос слишком абстрактен?

3 Требуется ли красноречие для ответа на вопрос?

4 Нужна ли наблюдательность для ответа на вопрос?

5 Существует ли опасность утомления из-за большого объема вопроса?

6 Предъявляются ли слишком высокие требования к памяти?

7 Может ли возникнуть желание угодить кому-то своим вопросом?

8 Повлияют ли на ответ опасения, страх, недоверие?

9 Играют ли роль соображения престижа?

10 Носит ли вопрос интимный характер?

11 Есть ли вероятность конфликта с идеализированным представлением  опрашиваемого о себе?

12 Касается ли вопрос неосознаваемых обстоятельств?