Организация информационно-воспитательной работы в части (на корабле)


В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере выделены в отдельное направление и включают в себя такие вопросы, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации и др. От качества решения этих вопросов самым непосредственным образом зависит стабильность нашего общества, настоящее и будущее Российской Федерации.

1

В решении актуальных задач военно-социального управления и воспитания личного состава частей и соединений наряду с процессами сбора, обработки и передачи информации особая роль в системе информационного обеспечения принадлежит информационному влиянию на психику и поведение военнослужащих. Информационно-воспитательная работа всегда являлась одним из наиболее существенных направлений в подготовке войск, так как именно она во многом определяла и определяет боевой дух соединений и частей.

В настоящее время информационная работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужащих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям российских армии и флота.

Для командира (начальника) совершенно очевидно, что качество выполнения задач его подчиненными во многом зависит от их настроя, убежденности в необходимости защиты Родины, готовности к самопожертвованию во имя ее. Это обусловлено усвоением каждым военнослужащим ценностей и интересов государства и общества, формированием их взглядов в области государственного развития и военного строительства, информированностью о вероятном противнике и многим другим.

Вот почему при организации информационной работы нужно в полной мере осознавать ее многоплановость и всевозрастающее значение как во всех сферах повседневной жизни армейских и флотских коллективов, так и в ходе ведения боевых действий.

Научно доказанным является положение о том, что поведение военнослужащих в любой обстановке обусловлено взаимодействием информационных связей между их духовным миром и внешней средой.

Информационные процессы лежат в основе важнейших функций психики воинов — восприятия окружающей действительности, мышления, памяти, работы аппаратов эмоций и чувств. С психической переработкой информации связан механизм оценки и предвидения (прогноза), которым обладает каждый человек. Причем это происходит на уровне сознания (анализ, синтез), подсознания (стереотипы, навыки) и сверхсознания (интуиция, предчувствие). Другими словами, содержание и направленность информационных процессов, соответствующих системе доминирующих потребностей личности, выступают своего рода регуляторами поведения.

Информационно-воспитательная работа осуществляется на основе Конституции и законов РФ, Указов Президента России и Постановлений Правительства РФ, Общевоинских уставов ВС РФ, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (2004 г.).

Главным содержанием информационно-воспитательной работы является проведение в войсках (силах) государственной политики, формирование у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.

В соответствии с руководящими документами система воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала, членами их семей представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск (сил), компонент строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил. Поэтому руководство Министерства обороны Российской Федерации требует обеспечения единства и согласованности участия в воспитательной работе всех органов военного управления, а от командиров (начальников) всех степеней — считать воспитание личного состава одним из приоритетных направлений служебной деятельности. При этом каждый офицер, прапорщик и мичман несет ответственность за результаты воспитательной работы с подчиненными.

В информационно-воспитательной работе выделяют группы методов сбора и обработки, анализа и оценки информации. А в процессе воспитания личного состава широко применяются различные методы и методики проведения информационно-воспитательной работы и другого рода информационных мероприятий.

Информационно-воспитательная работа — это важнейшее направление воспитательной работы, особый вид деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по формированию у личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации высокого морального духа, военно-профессиональных навыков и умений, развития морально-психологических и боевых качеств посредством информации.

Под информационной работой понимается целенаправленное комплексное использование органами военного управления, военными СМИ, офицерами и прапорщиками средств и методов информационного воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Главная цель информационной работы — способствовать укреплению убежденности воинов в необходимости и важности вооруженной защиты Отечества, формирование у каждого военнослужащего чувства ответственности за судьбу армии и флота, поддержание высокой боевой готовности, воинской дисциплины и правопорядка.

Важнейшей составляющей жизнедеятельности Вооруженных Сил является боевая подготовка. Изучение личным составом оружия и боевой техники, способов ведения вооруженной борьбы, формирование у воинов профессионализма, передача им военно-специальных знаний и навыков практических действий в соответствии со спецификой подразделения и части неразрывно связаны с развитием их мировоззрения, освоения ими исторического опыта и воинских традиций российских армии и флота, формированием морально-психологических и боевых качеств. То есть с воспитанием личности военнослужащего, вооруженного защитника Отечества.

Достижение цели информационно-воспитательной работы осуществляется решением следующих задач:

  • освещением понятия информационно-воспитательной работы, ее назначения, задачи структуры;
  • раскрытием форм информационно -воспитательной работы;
  • рассмотрением методов психологического воздействия в практике информационно воспитательной работы.

Информационно-воспитательная работа является одной из форм проявления единства обучения и воспитания личного состава. В ней органично сочетаются цели, задачи, а также взаимосвязанные формы и методы процессов обучения и воспитания военнослужащих.

Основные цели информационной работы в Вооруженных Силах следующие:

  • формирования личности граждан-патриотов, готовых к защите Отечества;
  • развитие духовного облике военнослужащих, выработка убеждений системы воспитательной работы.

Информационно-воспитательная работа в мирное время призвана решать такие задачи:

  • формирование у личного состава научного мировоззрения, системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долге;
  • вооружение всех категорий личного состава знаниями и пониманием сущности, содержания, характере, типов и причин современных войн, особенностей и способов ведения современных боевых действий, применения новейших вооружений и боевой техники;
  • изучение с личным составом военно-политической обстановки в мире и сопредельных регионах, внутриполитической обстановки в стране, а также оперативное разъяснение и проведение в войсках государственной политики а области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны на основе Конституции, действующих законов и общевоинских уставов;
  • воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны, готовности к самопожертвованию во имя ее защиты;
  • воспитание воинов на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, войсковое товарищество;
  • воспитание уважения к законам, требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности.

Вооруженные Силы Российской Федерации сегодня сталкиваются с теми же проблемами, что и общество в целом. Поэтому важнейшая роль в современном военном строительстве наряду с решением концептуальных научно-теоретических, оперативных, экономических, кадровых и других вопросов отводится информационной работе. Это направление деятельности органов военного управления, воспитательной работы, командиров и начальников всех степеней в современных условиях является важнейшей составной частью воспитательной работы с личным составом армии и флота.

В военное время задачи информационно-воспитательной работы приобретают более конкретный характер, в них усиливается политическая составляющая, возрастает роль мобилизации на самоотверженное профессиональное выполнение боевых задач.

Главная задача информационно-воспитательной работы состоит в формировании у личного состава системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, в развитии нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в мирное время и в бою.

В военное время в информационно-воспитательной работе возрастает роль морально-политических аспектов, связанных с мобилизацией личного состава на разгром врага. Основное внимание сосредоточивается на разъяснении военно-политической обстановки, причин, целей, характера развязанной войны, разоблачении ее истинных виновников, обосновании необходимости вооруженной защиты Отечества, формировании у воинов убежденности в справедливости дела, за которое они сражаются с врагом.

2

Формы и методы информационно-воспитательной работы постоянно развивается и совершенствуется. Основными формами, активно используемыми командованием в деятельности по воспитанию личного состава частей (кораблей), являются:

  • общественно-государственная подготовка;
  • информации с личным составом!
  • единые дни информирования;
  • общие собрания, тематические вечера и утренники, диспуты, вечера вопросов и ответов, посещение тематических выставок и др.;
  • доведение информации через средства массовой информации и наглядной агитации.

Главной особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации. В этой связи необходимо отметить некоторые факторы, помогающие правильно понять и оценить информационно-воспитательную работу в части (на корабле).

Во-первых, методы информационно-воспитательной работы необходимо рассматривать прежде всего как разновидность методов социально-коммуникативной деятельности органов военного управления и воспитательной работы в войсках.

Во-вторых, поскольку методы информационно — воспитательной работы основаны на использовании социальной информации преимущественно в речевой форме и, следовательно, сводятся к технологиям словесного воздействия на сознание и поведение военнослужащих, то при их реализации важно учитывать особенности восприятия речи различными категориями военнослужащих.

В-третьих, в речевом воздействии как особом способе и форме передачи социальной информации выделяют содержательную и формальную сторону (см. схему № 1).

Схема № 1

Речевое воздействие (характеристики)
Содержательная сторонаФормальная сторона
Информативность — количество новой, полезной информации, ценность сведений, фактов в речи.Выразительность отчетливость и ясность произношения, правильная интонация и ударения, образность выражений.
Понятность — соответствие смыслового содержания уровню знаний, развития интересам и языковым возможностям аудитории.Доступность — однозначность конкретность и четкость употребляемых слов, лаконичность фраз.

Учет указанных в схеме характеристик в сочетании с хорошим знанием предмета является основным условием эффективности речевого воздействия на личный состав. Из этого следует, что культура речи военных кадров должна служить показателем их профессиональной подготовки и информационной культуры в целом. Она дает возможность умело пользоваться большим арсеналом методов информационно-воспитательной работы с Личным опытом, которые в совокупности дают ответ на вопрос: как лучше, каким образом с помощью социальной информации решать актуальные задачи патриотического воспитания?

В целях систематизации методов целесообразно дать общую классификацию, указывающую на их иерархичность. Данная классификация носит иллюстративный, относительный характер и не является исчерпывающей (см. схему № 2).

Схема №2

Группы
методов
Основные виды
методов
Некоторые разновидности
методов
Организационные методы передачи информацииИллюстративные методы проблемные методыДемонстрация, показ, сравнение, аналогия, анализ
Методы устной передачи информацииМонологовые методы, диалоговые методыРассказ, выступление, беседа,  дискуссия
Методы воздействий на мировоззрениеМетод убежденияСообщение, изложение, Доказательство, наглядность
Методы побуждения к действиямМетод пропаганды, агитацииОбращение, призыв
Общеобразовательные методыМетод обучения, просвещенияОписание, разъяснение

Среди методов изложения информации наиболее распространенными являются объяснительно-иллюстративный метод.

Объяснительно-иллюстративный метод (нередко его называют описательным) представляет собой такой способ изложения информации (материала), в ходе которого особое внимание уделяется раскрытию сущности объектов, явлений и процессов, их структуры (содержания), причинно-следственных связей между их компонентами и условиями существования. При этом изложение материала строится по определенному сценарию, подчиняется законам логики, сопровождается разъяснениями, показом и демонстрацией.

Следует постоянно помнить, что на таких занятиях не может и не должно быть второстепенной информации. Вся информационная работа офицеров и прапорщиков должна способствовать повышению профессионализма каждого воина, его уверенности в своих возможностях, в своих товарищах, в оружии и боевой технике. Она должна оказывать позитивное воздействие на повышение слаженности, боевого мастерства расчетов, экипажей и подразделений и, в конечном счете, на боеготовность части и соединения.

Ключевую роль в информационно-воспитательной работе играет общественно-государственная подготовка (ОГП). Она имеет четкую структуру, обладает содержательной глубиной и большими возможностями по воздействию на сознание личного состава. Целью общественно-государственной подготовки является формирование у личного состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, ответственности и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военнослужащих.

Общественно-государственная подготовка является наиболее эффективным каналом получения военнослужащими системы знаний, способствующих формированию у воинов чувства чести и достоинства, национальной гордости, ответственности за судьбу своего народа, убежденности в необходимости твердого отстаивания интересов Российской Федерации, т. е. всего того, что лежит в основе мировоззрения защитника Отечества

Для получения максимального эффекта убеждающее воздействие в процессе проведения занятий по ОГП и информированию должно соответствовать определенным требованиям:

1. Быть правильно сориентированным и плановым. Убеждающее воздействие надо проводить в соответствии с целями ОГП и информационно-воспитательной работы в целом, на основе тщательно продуманных планов.

2. Быть направленным на конкретный объект. Убеждающее воздействие должно готовиться и осуществляться на определенные группы военнослужащих, с учетом их важнейших индивидуальных, социальных, религиозных, национальных и культурных характеристик.

3. Являться ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики военнослужащего. Убеждающее воздействие ДОЛЖНО строиться путем логичного изложения материала, убедительной аргументации, с опорой на достоверные факты.

4. Быть направленным на инициирование определенного поведения. Конечной целью убеждающего воздействия является провоцирование такого поведения, которое отвечает целям формирования личности военнослужащего.

В сравнении с другими видами информационного воздействия общественно-государственная подготовка имеет наиболее разработанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до военнослужащих вопросы государственной политики, отечественной истории, права и др.

Другой эффективной формой информационного обеспечения задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, является информирование личного состава.

Информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) военно-учебных заведений -1 раз в неделю по 1 часу; офицеров — 2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих • не менее 1 раза в месяц.

Информирование с целью убеждения предполагает, помимо прочего, «подталкивание» военнослужащего к более широкому пониманию его ближайших и дальнейших служебных перспектив. Надо, чтобы он в конечном итоге выбрал такой путь, который был бы выгоден лично ему и в то же время соответствовал целям информационно-воспитательной работы.

Таким образом, информирование, являясь оперативной формой, позволяет своевременно разъяснить проводимые государственными органами мероприятия по военному строительству, укреплению обороноспособности страны, обеспечению безопасности российского общества и др.; факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, конкретными соединениями и частями; приказы и директивы министра обороны, командиров и начальников.

Наряду с названными формами в интересах информационного обеспечения, повышения боевой готовности соединений и частей, укрепления воинской дисциплины и правопорядка в воинских коллективах следует использовать культурно-досуговую работу с личным составом. В первую очередь имеются в виду тематические вечера, викторины, художественная самодеятельность и многое другое. Речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен немалый опыт. Творческое их использование дает возможность сделать информационно-воспитательную работу не только более разнообразной, но и повышает ее эффективность, придает большую убедительность предлагаемой воинам информации, помогает более глубокому ее осмыслению.

Кроме перечисленных форм информационно-воспитательной работы, направленной на решение задач боевой подготовки и боевого дежурства, следует использовать и другие способы информационного воздействия на личный состав. Так, немаловажную роль в жизни воинского коллектива способна играть стенная печать. Различные формы ее использования позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения воинов к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных в интересах повышения боеготовности подразделений, укрепления правопорядка и воинской дисциплины. Однако в некоторых подразделениях значение стенной печати порой недооценивается. В этих условиях задача офицеров и прапорщиков заключается в том, чтобы превратить эту работу из необходимой формальности в значительное подспорье в информационно-воспитательной работе. Для этого необходим творческий подход к ней, правильная оценка и осознание командиром всех возможностей средств наглядной оперативной информации.

Системный характер организации информационно-воспитательной работы в подразделении (на корабле) проявляется в целенаправленном, организационно оформленном взаимодействии всех членов воинского коллектива, регулируемом действующим законодательством, педагогическими принципами и направленном на обеспечение успешного решения задач военной службы.

В узком смысле она рассматривается как процесс систематического воздействия командира на подчиненного в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единства деятельности, с одной стороны — командиров, осуществляющих систему педагогических воздействий на сознание, чувства, волю воина, а с другой — подчиненных, активно реагирующих на эти воздействия.

Для качественного решения проблем воспитания подчиненных командиру, который является ключевой фигурой в этом процессе, необходимы знания в различных областях науки, прежде всего в педагогике и психологии, а также жизненный и служебный опыт. При этом ему следует сосредоточить основные усилия на таких направлениях воспитательной работы, как информационное, социально-правовое, укрепление воинской дисциплины, правопорядка и некоторых других.

Успех в решении этих задач во многом зависит от умения офицеров и прапорщиков работать с людьми, от их способности сплотить подчиненных в дружный коллектив единомышленников, воспитать патриотов, до конца выполняющих свой воинский долг.

Только целенаправленная системная информационно-воспитательная работа дает командирам возможность поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния воинских коллективов, позволяет успешно решать задачи, стоящие перед подразделениями, частями и кораблями.

Методические рекомендации

Во вступительной части руководителю занятия необходимо акцентировать внимание слушателей на актуальности темы для их военно-профессиональной деятельности. Именно от того, насколько они овладели современными теоретическими и практическими приемами воспитания личного состава подразделений и частей, во многом зависит эффективность организации и проведении информационно-воспитательной работы с подчиненными.

Раскрывая содержание первого вопроса, целесообразно подробно остановиться на выявлении сущности и содержания информационно-воспитательной работы в подразделении (на корабле) как процессе целенаправленного формирования у военнослужащих профессионально значимых личностных свойств и качеств. Важно добиться понимания содержания целей и задач информационно-воспитательной работы, раскрываемого через решение комплекса взаимосвязанных воспитательных задач.

При рассмотрении второго вопроса рационально использовать примеры из педагогической практики командиров (начальников) подразделения и части. Особое внимание необходимо обратить на формирование у слушателей собственной информационно-воспитательной технологии как оптимального сочетания методов, приемов и средств воспитания военнослужащих.

В ходе занятий следует через призму информационно-воспитательной работы разъяснить личному составу цели и ожидаемые результаты шагов, предпринимаемых государством в целях укрепления обороны страны, раз вития Вооруженных Сил Российской Федерации, а также при необходимости связать его с внешнеполитическими задачами России, ее национальными целями и интересами.

Также руководителю занятия нужно уделить внимание анализу собственной воспитательной практики и опыту других категорий командиров и начальников в организации и проведении информационно-воспитательной работы с подчиненными в подразделении и воинской части.