Психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по предназначению


Психологическая подготовка

        Психологическая подготовка представляет собой комплекс мероприятий направленных на формирование у военнослужащих психологической устойчивости, эмоционально-волевых и моральных качеств, необходимых  для выполнения  боевых задач, позволяющих  укрепить  психику, закалить волю, научить бороться со страхом, повысить переносить физических и психологических нагрузок , приобрести умение действовать в экстремальной обстановке самоотверженно, активно, инициативно, умело используя боевую технику и оружие, навыки выживания в экстремальных условиях, максимально уменьшить вероятность встречи с неизвестным в боевой обстановке.

Задачи психологической подготовки

  • обучение личного состава, умелым и решительным и инициативным действиям в боевой обстановке, формировании уверенности в оружии и технике, своих силах, устойчивости к воздействию различных стрессовых стрессов боевой и другой экстремальной обстановки;
  • формирование представлений военнослужащих о влиянии экстремальной обстановки на психику, обучение приемам психологической самопомощи и взаимопомощи;
  • обучение военнослужащих приемам регуляции своих состояний; вооружение должностных лиц знанием психологических закономерностей лежащих в основное воспитательного процесса;

обучение командиров и начальников приемам психолого-педагогического изучения и воздействия на личность воина и воинский коллектив и др.

Основные требования к психологической подготовке

  • непрерывность и постоянность процесса морально-психологического воздействия, включая все сферы деятельности войск, в том числе их быт и досуг;
  • конкретность и целенаправленность;
  • дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих;
  • обязательный охват всего личного состава от солдата до генерала.

Требования к психологической подготовке изложены в уставах, наставлениях, приказах директивах и других официальных документах. В них подчеркивается, что боевые действия потребуют от военнослужащего полного использования духовных и физических сил , стойкости, умелого применения оружия и техники.

Выполнение задач психологической подготовки и активное внедрение в практику обучение войск элементов опасности риска, безусловно, предлагает четкую организацию и точнее соблюдение всеми военнослужащими установленных правил безопасности,  изложенных в наставлениях, инструкциях и в руководствах, а также в курсах стрельб и вождения.

Ответственность за проведение психологической подготовки несут командиры всех степеней и соответствующие штабы. В этой деятельности они  опирают на рекомендации военных психологов и призваны:

  • осуществлять твердое руководство и контроль за воинской деятельностью подчиненных, обеспечивать сплоченность подразделения;
  • предупреждать, а в случае возникновения контролировать стрессовые ситуации; осуществлять твердое руководство и контроль за воинской деятельностью подчиненных, обеспечивать сплоченность подразделения;
  • нести моральную ответственность перед подчиненными, готовить их к боевым действиям, другим экстремальным  ситуациям в психологическом отношении;
  • поддерживать высокую воинскую дисциплину, показывать личный пример в выполнении служебных обязанностей.

Виды психологической подготовки

        Психологическая подготовка военнослужащих осуществляется в процессе обучения и службы. Все виды подготовки – огневая, тактическая, физическая, весь  процесс обучения должен  содержать в себе элементы морально-психологической закалки.

        Выработка  психологической устойчивости  ведется как при  одиночной подготовке солдат, так и на учениях с участием высшего командного состава и большого количества войск.       Эффективность  психологической обстановки во многом  определяет достижением успеха в бою, операции, в районе в цели.

        Общая психологическая  подготовка  предлагает закалку личного состава в соответствии с требованиями современного общевойскового боя. В ее основе лежит сознательное отношением военнослужащих к тем испытаниям, с которыми они столкнулись в реальной обстановке.         При этом неопределенным условием является знание морально-психологического  облика, боевых возможностей подразделений  вероятного  противника и способов вооруженной борьбы с ним.

        Специальная – предусматривает выработку высокой боевой активности и психологической устойчивости у военнослужащих  применительно у тем или иным видам боевой деятельности, теоретическую и практическую подготовку в конкретных опасных ситуациях,, вызывающих эмоциональный стресс. Многие задачи здесь связаны с  обучением  конкретных специалистов, а решают они в процессе боевой учебы с использованием вооружения и техники в условиях, максимально приближенных к боевым.

        Целенаправленная – направленная на выработку четкой     внутренней установки выполнение конкретной задачи в определенном виде бая, при несении караульной службы или выполнении другой  боевой задачи.

              Психологическое обеспечение сводиться  к специальной деятельности, нацеленной на поддержание высокой психологической активности  военнослужащих в ходе  боевых действий или выполнение  боевых задач. Кроме тог, принимаются меры к быстрейшему восстановлению  психического  равновесия и самоконтроля.

        В процессе психической подготовки у военнослужащих совершенствуются психологические познавательные процессы, интеллектуальные качества, волевые качества, решимость, дисциплинированность, качества психологической надежности, готовность к максимальному напряжению сил, Социально-психологические качества, а также психологическая готовность к бою,  при выполнения боевой задачи. В конечном итоге надо добиться такого положения, чтобы военнослужащий отчетливо понимал, что любая опасность в ходе выполнения боевой подготовки, вызывающая состояние внутренний напряженности, обязательно скажется на его  последующих действиях.

Условия организации психологической подготовки.

        Непременным условием подготовки является внесение в процесс боевой подготовки элементов напряженности и внезапности, опасности риска, и многократная тренировка личного состава выполнении  изучаемых приемов.

        Важнейшее условие эффективности  психологической подготовки  и приближения учебного процесса к боевой  действительности.

Практиковать как постепенное увеличение нагрузок на личный состав, так и резкое увеличение их до пределов возможного, обращать особое внимание на эмоциональное проведение занятий.

Создаваемые в процессе обучения осложненные условия  деятельности военнослужащих должны соответствовать по психологическому содержанию факторам, воздействующих на психику воинов в боевой  обстановке.

Традиционно к основным факторам боя относят:

  1. Опасность —  осознания военнослужащим обстановки угрожающей его здоровью и жизни.
  2. Внезапность —  неожиданное для военнослужащего  изменение обстановки в ходе  выполнения задачи.
  3. Неопределенность  — отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения.
  4. Новизна – наличие неизвестных военнослужащему элементов в условиях выполнения или в самой боевой задаче. Новизна определяется опытом  военнослужащего.
  5. Увеличение темпа действий —  сокращение времени на выполнение действий.

Методы психологической подготовки

Методы психологической подготовки делятся на три основные группы:

  1. Демонстративные методы  при  использовании этих методов военнослужащий  а выполняет деятельность. Совершенно отличную от деятельности по предназначению. Использование данных методов  направлено на формирование общей ориентации в условиях деятельности по предназначению. Использование данных  методов направленно на формирование общей ориентации в условиях деятельности по предназначению или в действиях.
  2. Условно-ситуационные методы  Про применении методов этой группы, военнослужащие выполняют  деятельность по составу элементов и частично по содержанию, соответствующую деятельности по предназначению, но данная деятельность носит условный характер. Использование условно-ситуативных методов направлено на  ознакомление с внутренний структурой и логикой деятельности по предназначению,  отработку  взаимодействия военнослужащих и подразделений..
  3. Методы реальных ситуаций. Методы психической подготовки  этой группы предполагают выполнение военнослужащим реальных действий по предназначению в условиях, субъективно воспринимаемых ими, как  требующие  осуществление данных действий. Применение методов «реальных» действий направленных на активизацию мотивов, адекватных мотивам деятельности по предназначению, и на формирование у военнослужащих ориентировки в смысле выполняемых действий.

Организация процесса психологической подготовки  должна  обеспечивать:

  1. Формирование ориентировки в  условиях боя  за счет имитации внешних признаков, характерных для боевых действий;
  2. Придание сформированным действиям требуемых качеств, в том числе:
  3. устойчивость к  воздействию вторичных факторов боя;
  4. устойчивость к воздействию фактора опасности.

Это достигается отработкой сформированных действий в условиях моделирования факторов деятельности по предназначению, оказывающих воздействие на психику военнослужащих.

        При организации процесс психологической подготовки следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Вносить элементы, затрудняющие действительность только после освоение военнослужащим  порядка выполнения действий  в нормальных условиях
  2.  Используемые в ходе занятий приемы  моделирования психологических фактов  деятельности  по предназначению должны  соответствовать по смыслу содержанию отрабатываемых действий
  3. Моделировать ситуации деятельности  по предназначению необходимо  в случайном порядке, неожиданно для военнослужащих, чтобы не было привыкания последовательности моделирования,  желательно постоянно изменять выраженность и сочетание моделируемых факторов  деятельности по предназначению
  4. Наиболее следует часто моделировать те факторы, вероятность воздействие которых для данных специалистов выше
  5. При моделирование факторов уровень психологической нагрузки должен позволять  большинству личного состава  получить положительный результат в  преодолении напряженности и достижению успеха. Такая дозировка нагрузок будет способствовать формированию уверенности в себе у военнослужащих, стимулировать их желание получить более сложную задачу;
  6. Если военнослужащий «не справился» с моделируемой ситуации, ему на следующий тренировки нужно предложить более легкую задачу по тем моделируемым факторам которые явились причиной затруднения.