Россия в современном мире и основные направления ее военной политики


1. Основные тенденции развития международной обстановки.

Современный этап развития международной обстановки характеризуется резким нарастанием взаимозависимости между государствами в военной области. Это подтверждает факт подписания в мае 2002 года Договора между США и Россией о сокращении стратегических наступательных ядерных потенциалов.

Однако, несмотря на сокращение военной мощи мировых держав, значение военной силы в международных отношениях продолжает оставаться существенным. Примером тому служат отношения Индии и Пакистана, Израиля и Палестины, НАТО и Югославии, США и Ирака и др.

Оценка современной международной обстановки, с точки зрения обеспечения безопасности России, сопряжена со значительной неопределенностью в отношении потенциальных источников угроз, нарушения стабильности в мире в будущем, а также форм, в которые могут воплощаться эти угрозы.

В целом можно выделить четыре основные группы факторов, оказывающих влияние на формирование международной обстановки в мире.

К первой группе относятся факторы, влияющие на снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, а также формирование и укрепление региональных центров силы. Сегодня вокруг России образовалось три «кольца» государств, занимающих различные позиции по отношению к национальным интересам России. Первое «кольцо» — ближнее зарубежье — образуют самостоятельные государства, вышедшие из Советского Союза. Второе «кольцо» — среднее зарубежье — североевропейские государства и бывшие государства-участники Организации Варшавского Договора. Третье «кольцо» — дальнее зарубежье — составляют государства на Западе, Юге и Востоке. При этом основными геополитическими центрами силы являются США, Германия, Япония, Индия и Китай. У каждого из перечисленных центров отчетливо определились свои интересы в мире и в конкретных регионах, которые зачастую не совпадают с интересами России.

Второй группой являются факторы, оказывающие влияние на продолжающееся расширение блока НАТО. Трансформация НАТО отражает стремление США сохранить контроль над странами Европы, ограничить их суверенитет и экономические интересы. В новой «Стратегической концепции НАТО» нет ни слова об «общечеловеческих интересах» или равной безопасности для всех стран, и она ориентирована на превентивные действия за пределами стран участниц НАТО. В связи с этим расширено Европейское командование. В его зону ответственности дополнительно включены Россия, Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Сейчас на Европейском континенте НАТО имеет преимущество над Россией в масштабах 3:1 по бронетанковой технике, 3:1 по артиллерии, 2:1 по боевым самолетам и вертолетам. В зону ответственности Центрального командования попали государства Персидского залива и Каспийского моря, в том числе Туркменистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Однако необходимо отметить, что благодаря эффективной внешней политике России удалось несколько переломить отношение к ней. Сегодня уже смело можно говорить не о 19, а 20 странах-партнерах, участвующих в совещаниях во время обсуждения вопросов в НАТО, касающихся безопасности в мире.

Третьей группой факторов можно назвать сохраняющиеся кризисные тенденции экономического и социального развития государств мирового сообщества, а также соперничество государств за раздел сфер влияния в политике и экономике. Сегодня страны конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики. Конкуренция приобрела действительно глобальный характер. В конце 90-х России пришлось уступить многие ниши на мировом рынке. Сегодня активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической и экономической областях. Делаются попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных политических и экономических отношений. Создаются конфликтные ситуации, которые в конечном итоге способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

В настоящее время можно также констатировать, что в силу целого ряда обстоятельств Россия и ее отдельные регионы превращаются в стратегический узел мировой политики. Так, например, Кавказский регион стал ареной столкновений интересов государств как на региональном уровне, так и в мировом масштабе. Речь идет о глобальном противостоянии России, западных государств и исламского мира. Сегодня о своих интересах в этом регионе так или иначе заявляют десятки стран, в том числе США, Германия,     Великобритания, Франция, Турция, Иран, Китай и ДР.

В целом анализ экономической ситуации в мире свидетельствует о наметившейся тенденции создания трех торгово-экономических зон под эгидой США, Японии и Германии, умаления влияния России на единое экономическое пространство, блокирования ее попыток и возможностей выйти на мировой рынок высоких технологий.

К четвертой группе факторов относится глобальное распространение террористических и экстремистских движений и групп. Проблема терроризма в последнее время приобретает особую остроту. После 11 сентября 2001 года стало окончательно понятно, что «холодная война» закончилась и на повестке дня другая война — с международным   терроризмом. Россия, основываясь на международных конвенциях и договорах, сотрудничает с иностранными государствами в области борьбы с терроризмом и выступает одним из самых надежных гарантов международной стабильности. Именно принципиальная позиция России позволила сформировать прочную антитеррористическую коалицию. В контексте союзнических отношений руководство России совместно с руководством ряда стран СНГ приняло соответствующее решение. Перед нашим государством, давно столкнувшимся с терроризмом, не стояла проблема выбора поддержать или не поддержать усилия по уничтожению его логова в Афганистане, Тем более что данные действия действительно способствовали укреплению безопасности на южных рубежах России и в относительной степени способствовали улучшению ситуации по этому вопросу во многих странах СНГ.

Таким образом, положение в мире и роль России в мировом сообществе характеризуются динамичной трансформацией системы международных     отношений. Окончилась эра биполярной конфронтации. На смену ей пришли взаимоисключающие тенденции к формированию многополярного мира и к установлению доминирования одной страны или группы стран на мировой арене. В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, появившиеся в результате коренных преобразований в стране. Она существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой немалых усилий России удалось по ряду принципиальных направлений укрепить свои позиции.

2. Угрозы безопасности России и её военная политика.

            Геополитическая ситуация в мире в начале XXI века бурно изменяется и характеризуется постоянными столкновениями политических, экономических и военных интересов стран и коалиций государств. В этой обстановке многих волнует вопрос: «Существует ли непосредственная угроза безопасности России, откуда она исходит, каков ее характер, каковы должны быть меры защиты?».

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время Россия граничит с 16 государствами. Протяженность границ Российской Федерации 60 тыс. 932,3 км (сухопутных — 14 тыс. 509,3 км; морских — 38 тыс. 807 км; речных — 7 тыс. 141 км; озерных — 475 км). Площадь исключительной экономической зоны составляет 8,6 млн. км2. Граница, унаследованная от СССР, оформленная в международно-правовом отношении, составляет 9 тыс. 850 км (8 сопредельных государств). В то же время граница, не оформленная в международно-правовом отношении, — 13 тыс. 599 км (8 сопредельных государств). Из 89 субъектов Российской Федерации 45 (51%) являются приграничными. Из них 24 субъекта оказались приграничными впервые. Какие же процессы происходят сегодня по периметру наших государственных границ?

На Севере отношения России и Норвегии осложнены неурегулированностью вопроса границы континентального шельфа и между экономическими зонами.

Настораживает и постепенный отход от традиционного нейтралитета Финляндии и Швеции. Тем более что ряд политических кругов Финляндии уже предъявил и территориальные претензии к России (на часть Карелии), а определенные круги Финляндии стремятся к объединению с близкими по языку карелами, саамами, коми и вепсами.

Выдвигают России свои территориальные претензии и Балтийские государства. Эстония претендует на Кингисепский район Ленинградской области, а также требует изменения границ согласно Тартускому договору 1920 года, по которому Изборск и Печоры были признаны эстонской территорией. Латвия заявляет свои права на район Псковской области, несмотря на то, что дискриминация русскоязычного населения (в Латвии его 48 %, в Эстонии — 40 %) возведена в ранг официальной политики с цензами оседлости, ограничениями в прописке и предоставлении гражданства. Эстония и Латвия предлагают свое гражданство русскому населению ряда районов Псковской области. И некоторые из псковичей охотно идут на это, стремясь освободиться от службы в Российской армии.

Характерно, что на новых картах, выпущенных в Латвийской республике, Пыталовский район Псковской области (бывший Абренский уезд Латвии с 1920 по 1944 год) фигурирует как составная часть Латвии.

На Западе источниками напряженности могут стать, во-первых, выдвигаемые в Литве, Польше и ФРГ требования демилитаризовать Калининградскую область. Одним из вариантов возможного развития ситуации в регионе является установление контроля над Калининградской областью со стороны международных организаций под предлогом оказания ей всесторонней помощи с последующим приданием статуса свободной экономической зоны. При этом не исключается вариант к полного отделения в будущем от России с дальнейшей переориентацией на Германию иди Литву. В данном контексте России отводится роль второстепенного партнера при решении этого вопроса и в дальнейшем предполагается вытеснение ее из пространства Балтийского моря.

Во-вторых, дальнейшее продвижение блока НАТО на восток. Прибалтийские государства настойчиво стремятся в НАТО. Руководство блока в свою очередь. не дожидаясь свершения этого факта, оказывает им всестороннюю военную помощь и формирует новые группировки. Так, например, начато объединение балтийских ВМС, в состав которых должны войти корабли Германии, Дании, Польши, Латвии, Литвы и Эстонии.

В-третьих, территориальные притязания Литвы на отдельные районы, в частности на Куршскую косу, местность в районе озера Выштитис, могут встретить поддержку среди части высших политических кругов Запада. В связи с этим обострение региональных конфликтов (например по территориальным проблемам) может привести к резкому ухудшению отношений стран Балтии, НАТО и России.

В-четвертых, неблагоприятное для России положение на этом стратегическом направлении усугубляется активным вовлечением стран Восточной Европы и Балтии в сферу военного влияния НАТО через программу «Партнерство во имя мира».

На  Юго-Западе  беспокоит прежде всего усиление сепаратизма и исламского экстремизма. Наличие постоянно тлеющих и готовых в любой момент разгореться вновь очагов конфликтных ситуаций в Чеченской республике, между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, возрастание про исламских настроений в Закавказье и Среднеазиатских республиках СНГ создают опасные предпосылки для реализации идей «истинного ислама» на базе воинствующего национализма.

Конфликтная ситуация, чреватая серьезными осложнениями, складывается также вокруг нефтегазодобычи на континентальном шельфе Каспийского моря и транспортировки добытого сырья.

На Юге характерной чертой обстановки является стремление ослабить позиции России в регионе на фоне доминирования тенденции обострения межгосударственных и внутригосударственных противоречий этнического, религиозного и межкланового характера. Это проявляется в поддержке извне антироссийских действий как через приграничные с нами государства СНГ, так и через антифедеральные силы на территории России. Уже сегодня действия международных экстремистских исламских организаций в Центральной Азии оказывают свое влияние на Приволжский и Уральский регионы России. Причинами  возникновения  конфликтной ситуации здесь служат межгосударственные и внутригосударственные противоречия в Таджикистане и Афганистане.

Турция при поддержке международных монополий, и прежде всего американских, а также некоторых закавказских государств, кроме того, препятствует российскому проекту, предусматривающему доставку нефти и газа в Европу из Средней Азии и Закавказья через порт Новороссийск, пытаясь реализовать свой, в соответствии с которым нефтегазопроводы пройдут через ее территорию с выходом в Средиземное море. В перспективе угроза может возрасти в том случае, если наметившаяся тенденция к конфронтации с исламским миром по «дуге нестабильности» от Югославии до Таджикистана получит развитие.

Возникновения прямых угроз безопасности России на этом направлении, по мнению многих исследователей и экспертов, следует ожидать в 2007 — 2010 гг.

На Востоке национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии, Китая и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.

Во внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин.

Серьезную опасность таит в себе развитие отношений между корейскими государствами. Военный конфликт между Северной и Южной Кореей может привести к столкновению интересов США, Китая и России.

Отдельно необходимо проанализировать позицию Китая, который продолжает укреплять свою роль в мире, регионе и наращивать военно-экономический потенциал. Можно предположить становление в долгосрочной перспективе Китая как сверх державы второго ранга. Последние события в Югославии и Афганистане вынудили Китай более тесно координировать с Россией свои усилия по противодействию идеям однополюсного мира и попыткам США их реализовать. Однако в отношениях с Россией Пекин стремится к получению односторонних выгод и преимуществ. Китай быстро набирает экономическую и военную силу. Вместе с тем он отягощен проблемами быстрорастущего перенаселения и недостатка природных ресурсов. Сегодня более чем миллиардное население Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента в год, тогда как экономика растет еще быстрее — более чем на 10 процентов в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения. Несмотря на заключенные с Россией соглашения, Китай продолжает выдвигать притязания на целый ряд российских территорий (часть территории Читинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев). Отказ от удовлетворения территориальных претензий либо попытки притеснения огромной и практически не подчиняющейся российским законам китайской диаспоры на Дальнем Востоке могут послужить в будущем при определенных обстоятельствах поводом для решения спорных проблем и силовым путем.

Кроме того, через 5-10 лет не исключено возникновение серьезных противоречий между Китаем и российскими союзниками в Средне-Азиатском регионе, а также между Китаем и Монголией.

Вышеперечисленные и другие события и процессы, которые сегодня наблюдаются в мировом сообществе и вблизи границ России, позволяют сделать некоторые выводы, характеризующие состояние ее национальной безопасности и основные направления военной политики в начале XXI века.

Во-первых, в современной международной обстановке происходят динамичные, подчас радикальные изменения. На обломках биполярного мира, основанного на конфронтации двух сверх держав, формируются новые структуры международных отношений. Создаются реальные материальные и духовные предпосылки для мотивированного вмешательства (в том числе нельзя исключать и военного) США, Турции и других стран в районы, находящиеся в непосредственной близости к России.

Во-вторых, в целом международная обстановка в мире остается сложной. Строительство нового мирового порядка сопровождается обострением борьбы за сферы влияния, источники сырья и рынки сбыта, что может привести к возникновению новых очагов напряженности и конфликтов, непосредственно затрагивающих национальные интересы России и влияющих на стабильность в стране.

В-третьих, наиболее реальными угрозами безопасности России являются: приближение военной инфраструктуры НАТО к границам России, возможная эскалация вооруженных конфликтов в Закавказье и Центральной Азии, территориальные притязания к России со стороны ряда государств. Любой конфликт вблизи больших запасов нефти и транспортных магистралей может быть использован для военного вторжения на территорию России.

В-четвертых, Россия не «вписывается» в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада. В этой ситуации не стоит забывать, что приоритет использования военной силы для решения спорных проблем остается существенным признаком современной действительности. В США и ряде стран НАТО есть определенные круги политиков и военных, которые делают ставку не на мирный переговорный процесс, а на грубую военную силу, что наглядно продемонстрировано в Югославии весной 1999 года.

В-пятых, в период до 2010 года основную угрозу для России будут представлять военные конфликты в ближнем зарубежье. Здесь возможна эскалация вооруженных конфликтов на Кавказе с их интернационализацией за счет вмешательства стран НАТО, а также на Украине, в Белоруссии и в Приднестровье, где нестабильность внутриполитической ситуации (при их общей военной слабости) создает благоприятную ситуацию для военного вмешательства во внутренние дела этих государств или иных стран под видом миротворческой деятельности. В последующем и до 2015 года возможно возникновение согласованных локальных войн и вооруженных конфликтов в сферах традиционного влияния России с угрозой их перерастания в региональную войну.

Таким образом, исходя из сложившейся обстановки и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе.

1)  Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

2) Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

3) Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

4) Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.

5) Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.