Социально-психологическая адаптация.


Адаптация – [лат. adaрtatio<adaрtare приспособлять]

1) приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования;

2) социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде; 

Основное направление процесса адаптации – сохранение гомеостаза (динамического равновесного состояния адаптирующейся системы) (греч. – нomoios -подобный, statis – состояние).  

Адаптация:

а) изменение внутреннего текущего ситуативного состояния, а также стереотипов,  программ и эталонов-регуляторов под воздействием меняющейся среды;

б) изменение внешних реакций (способов поведения);

в) активное изменение, преобразование внешней среды в соответствии с внутренними состояниями;

г) все вместе.   Процесс активного приспособления – адаптация. Результат процесса – адаптированность. 

Типы адаптации:

= биофизиологическая (в т. ч. психофизиологическая) – акклиматизация, приспособление организма,  органов чувств к новым условиям существования;

= общепсихологическая;   Но – Жизнь – это реализация или изменение социального статуса:

= социальная,  в т. ч.  учебная, профессиональная,  социально-психологическая. 

Механизмы адаптации:

а) организменные;

б) поведенческие;

в) интеллектуальные;

г) защитные;    

В концепциях гештальтпсихологии,  теории интеллектуального развития (Ж. Пиаже) – процессы взаимоотношения индивида и среды как процессы гомеостатического, адаптационного уравновешивания.   Социальная адаптация – это перестройка сложившегося стиля дея тельности (общения) для обеспечения приспособления (гомеостаза)  внутренних свойств личности и внешних социальных условий.  Дулов А. В.  (Судебная психология. Минск:  Высшая школа, 1975. 464 с. )

«Любое общение всегда связано с параллельно проходящим процессом адаптации к новому объекту субъекту.  В этом общем процессе можно выделить социальную адаптацию (осознание и привыкание к новой социальной роли в общении), личностную адаптацию. (познание и привыкание к личности субъекта общения), ситуативную адаптацию. (привыкание к условиям,  предмету,  цели общения). (с. 107)  

ПОДХОДЫ: 

А. Необихевиоризм:

Айзенк Г. , Хэнки Р. и др.:

Адаптация (adjustment) – а) состояние,  в котором потребности индивида и требования среды полностью удовлетворены,  это состояние гармонии между индивидом и средой;

б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Социальная адаптация – процесс (состояние) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически групповом поведении, социальных отношениях или культуре.

= Адаптивный характер модификации поведения через учение.

= Адаптация – состояние равновесия,  отсутствие переживания

конфликта со средой. 

Б) Интеракционизм:

Филипс Л. :

эффективная адаптация личности личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества в процессе социализации.

а) принятие и эффективный ответ на социальные ожидания в соответствии со своим полом и возрастом – выражение конформности к нормам;

б) не просто принятие, гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями:  успешное принятие решений, проявление инициативы и ясное определение собственного будущего.

Идея активности личности

адаптированность в сфере «внеличностной»,  социально-экономической активности;

адаптированность в сфере личных отношений. 

Различают общую адаптацию (adaрtation)комбинация приемов, стабильных решений и приспособление(adjustment) – ситуативную адаптацию (см. Шибутани Т. ) 

В) «Теория ролей» (А. Бандура,  Шеффильд,  Росс)

процесс приобретения ролей. 

Г) Психоанализ:

З. Фрейд, Анна Фрейд, Г. Гартманн:

Адаптация включает как процессы,  связанные с конфликтными ситуациями, так и те,  которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.

Внутрипсихическая адаптация происходит с помощью бессознательных механизмов психической защиты. 

Д) Отечественная социальная психология:

только в активной приспособительно-преобразующей деятельности, связанной с постоянной ориентировкой в новых условиях жизни, с формированием оптимальных способов действий при наличии выраженных мотивов достижения происходит выработка индивидуального стиля деятельности,  общения и переживания,  способствующих оптимальному социальному балансу, т. е. адаптации. 

Адаптационный синдром ( от греч. syndrome – стечение) – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры).

(В 1936 – Ганс Селье):

Стадии:

= стадия тревоги (фазы – шока и противошока – мобилизация защитных механизмов);

= стадия

сопротивляемости (резистентности) – повышение устойчивости организма к различным воздействиям;

= стадия стабилизации состояния либо –

= стадия истощения;  

Шафранская К. Д.  Адаптивные реакции при психических состояниях человека:

Стадии адаптационного процесса:

1) деструктивная реактивность – рассогласование функций и процессов за счет гипери гипоэффектов физиологических,  когнитивных и регуляторных параметров,  которые по интенсивности неадекватны ситуации;

2) стабилизация – устойчивая структура взаимосвязанных показателей, обеспечивающая успешность психической деятельности в состоянии напряжения и оптимально энергетические траты организма;

3) функциональная регрессия – чрезмерная реактивность отдельных психофизиологических

функций и процессов,  снижение продуктивности интеллектуальной деятельности,  сужение диапазона приспособительных форм поведения;

4) перестройка структуры личности за счет формирования новых свойств или коррекции ранее сформированных черт. 

Внутригрупповая, собственно социально-психологическая адаптация:  Свиридов Н. А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Дис. канд. психол. наук. Л. , 1974. С. 68. :

» Социально-психологическую адаптацию можно определить как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям,  выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе»

Зотова, Кряжева – область содержания явлений СПА: 

= социальный статус;

= профессионально самоопределение;

= сформированность социально значимых способностей, качеств;

= положение в коллективе, в системе межличностных отношений

ближайшего социального окружения,  удовлетворяющий личность статус;

= характерологические особенности и качества личности;


= возможность проявления индивидуальности. 

По Налчаджяну: Социально-психическая адаптированность –

такое состояние взаимоотношений личности и группы,  когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность,  уджовлетворяет свои основные социогенные потребности,  в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Адаптация – тот социально-психологический процесс,  который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. 

СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ: 

Онтогенетическая социализация есть процесс интернализации групповых норм,  ценностей и типичных форм поведения,  имеющий место в ходе индивидуального психического развития индивида. Она может осуществляться на уровнях малых групп, организации и всего общества.

Адаптированность личности в группе – это такое ее состояние, которое позволяет ей без длительных конфликтов и фрустраций с возможной полнотой проявлять свои творческие и конструктивные возможности, переживать состояния самоутверждения и собственной ценности, значительности.

NB!

Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. 

В некоторых типах групп основным условием достижения состояния адаптированности является отказ от прогрессивных ценностей всего развивающегося общества.   

ТИПЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: 

«Прогрессивный» тип адаптации.

«Регрессивный» тип адаптации.  По Налчаджяну:

Разновидности (типология) социально-психической адаптации личности:

А. НОРМАЛЬНАЯ адаптация;

Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно,  без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность.

а) нормальная защитная адаптация ( агрессия,  рационализация, проекция, регрессия, сублимация и т. п. );

б) нормальная незащитная адаптация (познавательные процессы, целеполагание,  целеобразование,  социальная уступчивость, конформные реакции, самосознание);

в) смешанный тип (защита от фрустрированности и необходимость решения конструктивных задач);

Существуют адаптивные гиперкомплексы механизмов. 

Б. ДЕВИАНТНАЯ адаптация.

Девиантными или отклоняющимися,  неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности,  которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде в то время,  как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантное в данной групповой среде поведение может быть в высшей степени нормально-адаптивным и продуктивным для той организации или целого общества, в состав которых входит эта малая группа.

а) неконформистская адаптация ( преодоление внутригрупповой проблемной ситуации необычными для членов этой группы способами и путями и,  вследствие этого, оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями.

Преступное поведение, гомосексуальное поведение.

б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.

NB: адаптировность или неадаптивность поведения относительны!

В. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера,  входящих в состав невротических и психотических синдромов. 

Активная адаптация;

Пассивная (конформная) социальная адаптация; 

а) Гомеостатический вариант (цель – достижение равновесия);

б) Гедонистический вариант (достижение наслаждения,  избегание страданий);

в) Прагматический вариант (практическая польза, успех).

г) надситуативная неадаптивная активность – специфическая привлекательность действий с заранее непредрешенным исходом.  

Критерии социально-психологической адаптированности личности: 

1) качество, эффективность деятельности;

2) положение (статус, роль) в коллективе;

3) удовлетворенность личности деятельностью,  взаимоотношениями, собой («Я»-концепция). 

Объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптированности курсантов:

1. Объективные критерии:

а) Учебная адаптированность – эффективность,  успешность учебно-профессиональной деятельности;

б) служебно-дисциплинарная адаптированность – успешность выполнения служебных задач,  выполнение требований уставов, приказов командиров и начальников;

в) микросоциальная адаптированность – авторитетное положение в коллективе как результат самоутверждения, достаточно высокий статус, отсутствие конфликтов с сослуживцами,

2. Субъективные критерии:

а) удовлетворенность курсанта своим учебно-профессиональным статусом, сохранность интереса к профессии,  деятельности офицера, развитие профессиональных интересов – мотивационная адаптированность;

б) позитивно-конструктивное отношение к взаимоотношениям в коллективе, отсутствие агрессивно-конфликтного или пассивно-подчиненного отношения к окружающим;

в) наличие адекватной,  достаточно высокой самооценки при позитивном «Я-образе» («Я-концепции»). 

Может быть: творческая, мобилизующая или тревожная, тягостная неудовлетворенность,  а также неосознаваемая неудовлетворенность (вытесненная). 

Источники дезадаптации:

относительная социально-культурная депривация (изоляция от привычных условий);

гиперстимуляция новыми по содержанию социальными стимулами;

недостаточная подготовленность к саморегуляции;

утрата сложившихся форм наставничества;

потеря привычного коллектива;

низкий уровень психологической готовности к освоению профессии;

ломка динамических стереотипов;

когнитивный диссонанс,  вызванный несовпадением представлений о курсантской жизни реальному положению дел; 

СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ГРУППОВОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ

высокий групп. статус
внутренние конфликты OB авторитетность
разражительность успешность СБД
деперсонализация, активный поиск, инициатива
отчужденность конструктивные реакции
эмоц. истощение конформные реакции
КОМПЕНСАЦИЯ И ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ КОНФОРМИЗМ, СОТРУДНИЧЕСТВО ЛИДЕРСКАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ
SB – SB
неудовлетворенность МЛО удовлетворенность МЛО
низкая самооценка, -Я-образ высокая самооценка, Я-образ
АГРЕССИЯ И АУТОАГРЕССИЯ ВЫТЕСНЕНИЕ, НОНКОНФОРМИЗМ
депрессия, истеричность, демонстративность
апатия инфантильность, регрессия
раздражительность OB неавторитетность, неэффективность СБД
низкий групп. статус

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ.

Механизмы адаптации:

а) организменные;

б) поведенческие;

в) психологические

«Психический механизм» – структура определенным образом взаимосвязанных психических действий, осуществление которых приводит к специфическому результату. (Налчаджян)

Психологический словарь:

Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Функцией защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.

В широком смысле – все типы адаптивного поведения.

В узком – процессы специфического изменения содержания сознания, устраняющие психологический дискомфорт и, как правило неосознаваемые человеком.

«Психологическая защита – это сформировавшиеся как правило на ранних этапах социализации индивидуальная форма переработки представлений, индивидуальный способ разрешения фрустрации и связанной с ней тревоги, осуществляемая бессознательно, автоматически и обеспечивающая индивидуальные формы удовлетворения потребностей, психологическую стабильность, гомеостаз, адаптацию. »

Аутопластическая адаптация – адаптация с помощью механизмов интрапсихической защиты. Виды защитного поведения в фрустрирующих (дезадаптирующих) ситуациях: А.

Конструктивное поведение: а) интенсификация усилий; б) замена средств достижения цели; в) замена цели; г) переоценка ситуации; Б. Непосредственное неконструктивное поведение (в т. ч. деструктивное): а) двигательное напряжение, напряженность; б) прямая агрессия; в) уход или бегство – апатия и беспомощность; г) психическая регрессия (ретрорегрессивное поведение и примитивизация); д) адаптивная активность воображения (фантазирование); е) уход или бегство – реакция «битника-хиппи» или номадизм (смена жизни); ж) стереотипия поведения; В. Формы психологических защит (как средства интрапсихической адаптации):

«Прошлое, настоящее и будущее нанизано на нить пробегающего желания». З. Фрейд

1) ВЫТЕСНЕНИЕ (подавление) инактивация, неполное вытеснение

2) ИЗОЛЯЦИЯ – (разрыв ситуации на части):

= смещение (перенос эмоций на другой источник) – «побей диван» Поиск «козла отпущения», осуществление разрядки в навязчивых действиях – компульсивные действия.

= интеллектуализация (отрыв от эмоций – преувеличение когнитивного, мыслительного компонента) – «все умрут».

3) РЕГРЕССИЯ (инфантилизация)

а) хаотические движения;

б) энурез;

в) «впал в детство»;

4) ИДЕНТИФИКАЦИЯ – принятие шаблонов поведения другого; отношение к одному, как другому; отношение к другому как к себе.

= единство с другим («Я – Наполеон»)

= перенос («суррогат любимой женщины»)

5) КОМПЕНСАЦИЯ – замена блокированного поведения другим.

= фантазирование («не могу напасть – облизываюсь»)

= гиперкомпенсация («я смогу лучше в другом деле») 6) РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ («умное объяснение»)

» Силен задним умом» – «немотивированное поведение»

Самообман.

«И в молодые наши лета,

Даем поспешные обеты

Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

7) ОБЕСЦЕНИВАНИЕ («зеленый виноград»)

8) ВОЗМЕЩЕНИЕ (реституция) («искупление грехов») –

гипертрофия морали. Ханженство как показатель скрытой порочности. Гиперопека при скрытой враждебности.

9) РЕВЕРСИЯ (полярная перемена) («от любви до ненависти – один шаг»)

Смелость как реверсированная трусость.

10) ОБРАЗОВАНИЕ РИГИДНЫХ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ:

= акцентуация сильная выраженность личностных черт (синдрома) при социальной адаптации.

= психопатия – прогрессирующая дезадаптивность.

= невроз – нарушение адаптивных возможностей как следствие психотравмы или длительной фрустрации.

11) УХОД

= («я болен»)

= («бегство от свободы»)

12) ОТРИЦАНИЕ («этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»)

а) «измышляет и сам же этому верит.

б) «все равно я сильнее»

в) «не вижу» – перцептивные пустоты.

13) ПРОЕКЦИЯ («приписывание своих свойств и проблем другому»)

14) СУБЛИМАЦИЯ («превращение негативного состояния в пользу»), «сладкий лимон» «Ты это сделал», – говорит память. «Я этого не мог сделать», – говорит и повторяет совесть. память отступает.

Система факторов, влияющих на эффективность деятельности воинского коллектива

С учетом результатов социально-психологических исследований в отечественной и зарубежной науке ( Д. Креч, Р. Кратчифлд, Э. Беллчи, Н. Н. Обозов, Р.С. Немов, Петровский А.В., Донцов А.И. и др. ), могут быть выделены несколько групп факторов эффективности совместной деятельности:

Первичные факторы: (Выступают как независимые переменные для военно-психологического эксперимента, контролируются легче всего, прямое варьирование ими может привести к повышению эффективности деятельности без дополнительных специальных социально-психологических нововведений).

1.1 Количество членов в группе;

1.2 Длительность существования группы;

1.3 композиция (социально-демографический, индивидуально-личностный состав) группы;

1.4 особенности групповой организации, определяющей соподчиненность военнослужащих, иерархия ролевых статусов;

1.5. Обеспечение группы материально-техническими ресурсами;

1.6 Состояние каналов коммуникации, особенности информационно-коммуникативных процессов и структуры коммуникаций;

1.7 окружающая обстановка, физическая, климатическая, эргономическая среда;

1.8 Функциональное место, положение группы в организации, определяющее ее взаимосвязь с другими группами;

1.9 Уровень изолированности (автономности) группы в организации;

1.10 тип групповой задачи (делимость, неделимость, насыщенность сенсомоторными, перцептивными, мыслительными операциями), степень ее трудности (новизна, неопределенность, экстремальность, монотонность);

1.11 Нормативные (организационно-штатные, уставные, табельные, инструктивные и проч. ) требования, предъявляемые к структуре взаимодействия (совместных действий и общения).

Вторичные факторы: (Выступают как промежуточные переменные, контролируются с помощью социально-психологических диагностических средств и изменяются, формируются с помощью специальных нововведений в структуре деятельности, общения и воздействия на личность).

2.1 стиль руководства (типичные способы управления и общения официального руководителя);

2.2 Индивидуально-групповой уровень военно-профессиональной подготовленности и служебно-боевого опыта;

2.3 стиль неофициального (позитивного и негативного) лидерства;

2.4 Индивидуальная и групповая доминирующая мотивация (служебная, боевая, учебная);

2.5 Структура социально-психологических ролей (внутригрупповых, межличностных, индивидуальных);

2.6 Межличностные отношения (характер взаимоотношений, общения или морально-психологический климат, определяющийся доминирующими эмоциональными состояниями, нормативно-ценностными представлениями и реальным обращением военнослужащих друг к другу, т. е. групповыми настроениями, мнениями, традициями и поведением);

2.7 Сработанность и совместимость членов группы;

Зависимые переменные:

3.1 Эффективность деятельности (продуктивность, качество, ресурсозатраты, надежность).

3.2 Удовлетворенность членов группы деятельностью и взаимоотношениями, а также своим положением в группе (самим собой).

3.3 Профессиональное и социально-психологическое развитие (рост) отдельных военнослужащих и коллектива в целом.

(По мнению Р. С. Немова (1984) – главный критерий эффективности группы – соблюдение норм и сверхнормативная активность в идеологической (ценностной), профессиональной и образовательной сферах ее деятельности).

В этом смысле предпосылками. возникновения конфликтов могут быть названы:

I. Организационно-деятельностные предпосылки:

Во-первых, сюда могут быть отнесены и внешние социальные, социально-политические и социально-экономические факторы, порождающие противоречия в военной системе.

Эти предпосылки выражаются во форме обострения социальной напряженности. В общем виде социальная напряженность в Вооруженных Силах представляет собой качественную и количественную характеристику состояния военно-социальных отношений, степени их конфликтности. Источниками ее возникновения и развития являются противоречия и конфликты в различных сферах жизнедеятельности общества, элементах его социальной структуры и порожденные ими процессы и явления.

Социальную напряженность в Вооруженных Силах можно представить как особое социально-психологическое состояние масс военнослужащих, характеризующееся и обусловленное наличием и степенью их неудовлетворенности своим положением и статусом Вооруженных Сил в обществе.

Воздействие политических факторов на социальную напряженность в Вооруженных Силах, а, следовательно, и на частоту конфликтов в воинских коллективах, связано прежде всего с деятельностью органов государственной власти, политических партий и общественных движений в сферах, затрагивающих вопросы безопасности страны и военного строительства, использования армии и флота для решения как внешнеполитических, так и внутренних задач, оценкой этого самими военнослужащими.

Во-вторых, военно-организационные факторы, специфические для конкретного вида или рода войск;

В-третьих, конкретные противоречия, определяющиеся субъективным фактором в виде действий конкретных руководителей, организующих деятельность военнослужащих.

К этому уровню детерминант могут быть также отнесены:

неорганизованность ведущей деятельности, прежде всего – военно-профессиональной, дефекты в организации воинского труда;

неэффективный стиль руководства и общения военного руководителя;

нехватка правдивой информации о служебной ситуации, порождающая возникновение слухов;

однообразная, монотонная работа, низкая содержательность воинской деятельности;

снижение интеллектуальной насыщенности действий, отсутствие необходимости решать мыслительные задачи;

неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности;

неквалифицированная деятельность, не соответствующая специальности военнослужащего. Например, нехватка личного состава в частях вынуждает командиров привлекать офицеров для несения караульной службы часовыми и разводящими, для погрузочно-разгрузочных работ, обслуживания котельных и т. п. , что сегодня становится обыденным явлением для Вооруженных Сил. 44% из числа опрошенных кадровых военнослужащих назвали выполнение работ, не входящих в круг их должностных обязанностей, одной из основных причин конфликтов в их воинских коллективах.

II. Коллективно-групповые предпосылки:

сложившиеся традиции внутригрупповых взаимоотношений, норм общения, доминирование норм и ценностей, определяющих незаинтересованность большинства в обеспечении эффективности основного вида деятельности и подлинной социально-психологической сплоченности;

сохранение негативных установок во взаимоотношениях, реализующих принципы пресловутой «дедовщины».

этнокультурные стереотипы и установки, определяющие конфликты на основе национальной розни и антипатии;

несовпадение взглядов на происходящие события внутригрупповой и внегрупповой жизни;

грубость, открытая и скрытая агрессивность по отношению друг к другу как форма реализации внутригрупповых норм отношений ( демонстрация своего превосходства по отношению друг к другу, ложное самоутверждение, обращение по кличкам и т. п. );

различные формы межличностной несовместимости (психофизиологической, психологической, социально-психологической, мировоззренческой).

дефекты внутригрупповой коммуникативной связи, искажение служебной и другой информации в процессе ее передачи.

III. Индивидуально-личностные предпосылки:

особенности личной и служебной мотивации: («любовь к позиции на вершине горы», самомнение, потребность «реванша»);

грубость, как форма разрядки негативных мотивационных и эмоциональных состояний;

потребность в демонстрации силы, эгоизма, самоуверенности, зазнайства;

нечестность, паразитирование;

ложные направления завоевания авторитета, стремление к лидерству;

бесхарактерность, вздорность, эмоциональная несдержанность, агрессивность;

акцентуации характера, иногда – психопатии различных типов;

идеологические и межличностные ценностные установки.

отсутствие навыков эффективного общения, нефункциональная речь военнослужащего.

Так как конфликт предполагает столкновение личных целей, позиций, отношений военнослужащих в форме их взаимного противодействия, то причина. такого поведения лежит в противоречиях между различными субъективными и объективными предпосылками. Причина – взаимодействие предпосылок, порождающее индивидуальный. образ такого противоречия,

мотивирующий. соответствующее поведение личности, конкретного военнослужащего, который связывает это осознаваемое им противоречие с действиями другой личности, «персонифицируя» те или иные объективные детерминанты. .

Данные противоречия

порождают

социально-психологические проблемы во всех сферах жизнедеятельности Вооруженных Сил, прежде всего на личностном и коллективно-групповом уровнях.

К личностным проблемам. относятся проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности воинов. Это прежде всего: трудности социально-психологической адаптации личности к службе и межличностным отношениям в новом коллективе; последствия участия в боевых действиях и экстремальных ситуациях (психологические травмы, посттравматические стрессовые расстройства). Следствием является деформация личности военнослужащего как в нравственном, так и психологическом планах. В содержательном отношении она переживается как неудовлетворенные потребности,

чувство безысходности, растерянности, тревоги, страдания, разлада, а также проявляется в виде конфликтов с окружающими или в формах отклоняющегося поведения (алкоголизм и наркомания, сексуальные девиации, суицидальное поведение), нравственная деформация (предательство, мародерство, воровство, уклонение от службы и дезертирство).

К коллективно-групповым проблемам. относятся: нарушения внутри коллективных (деловых, моральных, личных) связей между воинами и их группами; рост негативных стремлений к выбору ими ложных асоциальных и антиармейских групповых ориентиров; распад позитивных ценностей коллектива; разобщенность военнослужащих, выражающаяся в бытовых текущих конфликтах; различные формы психологической несовместимости (мотивационно-ценностная, морально-идеологическая и психофизиологическая несовместимость); ухудшение коммуникации в процессе совместной воинской деятельности.

Личностные и коллективно-групповые проблемы проявляются в образовании деятельностных. проблем, присущих процессам служебной, учебно-боевой и боевой деятельностей. В связи с этим снижается их эффективность, возникают ошибки и аварии, совершаются проступки и преступления в ситуациях боевого дежурства, выполнения служебно-боевых задач. В структурно-психологическом плане различаются мотивационные. проблемы (отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных Сил побудителей к деятельности); профессионально-квалификационные (непригодность, ограниченная пригодность и неподготовленность части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей) и функционально-психологические. , связанные с негативными психофизиологическими состояниями военнослужащих непосредственно в процессе деятельности.

Таким образом, социально-психологическая работа направлена на решение текущих социально-психологических проблем на личностном, коллективно-групповом и деятельностном уровнях, что и является ее основным содержанием.

1. Изучить объективные и субъективные факторы, приводящие к различным уровням профессиональной адаптированности военных психологов.

2. Установить типы (стили), показатели, критерии, психологические механизмы профессиональной адаптации военных психологов.

3. Выявить типы и факторы профессиональной дезадаптации военных психологов в войсках.

4. Изучить динамику профессионально-важных качеств военного психолога в процессе его адаптации в должности.

5. Исследовать взаимосвязь