Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации


В конце прошлого года на совещании с членами Правительства Президент России Владимир Путин поднял тему обеспечения военнослужащих жильем. Он сказал: «Мы знаем, что в Вооруженных Силах немало проблем социального характера, но, судя по всему, самой острой, основной все-таки является обеспечение военнослужащих жильем».

1

Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». На основании этого документа государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений.

В случае отсутствия таковых воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в следующих размерах:

— в Москве и Санкт-Петербурге -1500 руб.;

— в других городах и районных центрах — 1200 руб.;

— в прочих населенных пунктах -900 руб.

В случае проживания совместно с получателем пособия трех и более членов семьи размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений повышаются на 50 процентов.

По данным Управления информации и общественных связей МО РФ, в настоящее время количество бесквартирных семей военнослужащих Вооруженных Сил РФ, необеспеченных постоянным жильем, -80,6 тысяч, служебным жильем -49,8 тысяч. И 32 тысячи семей военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий. В целом требуется обеспечить жильем около 161,4 тысячи семей.

Жилищное обеспечение увольняемых военнослужащих осуществляется в основном путем реализации программы «Государственные жилищные сертификаты», которая за 1998 — 2005 гг. позволила обеспечить жильем около 60 тысяч семей военнослужащих. Эта программа рассматривается как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы. В настоящее время ее действие продлено до 2010 года.

В ближайшие годы в Министерстве обороны РФ предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:

— обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г., обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы;

— создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.

При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:

• оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;

• создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;

• повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.

По сообщению Управления информации и общественных связей МО РФ приоритетным направлением в деятельности военно-строительного комплекса Министерства обороны РФ в ближайшие годы будет обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями. До 2015 года планируется создать служебный жилищный фонд в объеме 334 тысяч квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тысяч под планируемую штатную численность.

В первую очередь формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности. В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования.

Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:

— строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь — в закрытых военных городках;

— оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов;

— формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.

В связи с тем, что существующая ранее система жилищного обеспечения военнослужащих вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями госу- , дарства, Министерство обороны РФ выбрало иные пути решения этой проблемы. Наряду с дополнительными мерами по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, будет осуществляться переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.

2

С 1 января 2005 года начала действовать накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения, которая пока никак не повлияла на существующие программы обеспечения жильем военнослужащих.

То есть накопительно-ипотечная система явилась не заменой, а дополнением ныне действующих, особенно в части обеспечения служебным жильем.

Правовые основы новой системы определены Федеральным законом № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Основными задачами новой системы обеспечения военнослужащих жильем являются:

1. Переход от обеспечения военнослужащих за счет государства отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства;

2. Возможность приобретения жилья в собственность уже через три года участия в ипотечно-накопительной системе за счет ипотеки;

3. Стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицеров, на основе стимулирования военнослужащих в продолжение военной службы.

Решение этих задач базируется на следующих принципах:

— основанием для включения военнослужащего в реестр участников является выполненное в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;

— ежегодное перечисление денежных средств на именные накопительные счета военнослужащих для приобретения жилья; объем ежегодных начислений будет эквивалентен примерно 3 кв. метрам жилого помещения. При этом он будет ориентирован (индексирован с учетом инфляции) на накопление средств, достаточных для приобретения через 20 лет службы квартиры общей площадью 54 кв. метра (в 2005 году накопления составили порядка 37 тыс. рублей на одного военнослужащего);

— если военнослужащий увольняется до достижения 10 лет выслуги, то он теряет право на получение накопленных средств. В период между 10 и 20 годами службы в случае увольнения по уважительной причине (организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья и др.) военнослужащий имеет право получить накопленные средства для решения жилищного вопроса самостоятельно;

— накопленные средства по желанию военнослужащего могут быть использованы по истечении трех лет после его включения в накопительно-ипотечную систему для приобретения жилья в собственность с использованием целевого жилищного займа (ипотечного кредита). Кредит предоставляется банком под залог приобретаемого жилья. При этом процесс накопления средств продолжается, постепенно погашая полученный ипотечный кредит. Если и после погашения кредита военнослужащий продолжает службу, то за счет вновь накопленных средств он может повысить комфортность и размеры приобретенного жилья.

Предполагается осуществлять накопление денежных средств по следующей схеме. На основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» ежегодно в федеральном бюджете предусматриваются ассигнования, предназначенные для начисления на именные накопительные счета участников системы.

Распорядителями этих средств являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. По заявке этих органов бюджетные средства передаются на отдельный счет специально создаваемого уполномоченного федерального органа управления системой.

Далее эти денежные средства передаются в доверительное управление управляющим компаниям для получения инвестиционного дохода с целью наращивания накоплений.

По поручению военнослужащего они могут быть направлены на оплату покупаемого им жилья или первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Накопительно-ипотечная система предоставляет военнослужащему возможность выбора между накоплением за все время службы и приобретением жилья во время службы с помощью ипотечного кредита.

При этом накопление средств осуществляется в обязательном порядке, а участие военнослужащих в ипотеке на добровольной основе.

Участниками накопительно-ипотечной системы становятся (схема):

— лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера после 1 января 2005 года;

— офицеры, призванные на военную службу из запаса, или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года;

— прапорщики и мичманы по достижении ими трех лет общей продолжительности военной службы по контракту при условии заключения первого контракта о прохождении военной службы не ранее 1 января 2002 года;

— сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

Военнослужащим — участникам накопительно-ипотечной системы будет гарантироваться накопление средств для приобретения постоянного жилья в собственность на персональных счетах. Сумма за 17 лет накоплений позволит каждому участнику после увольнения приобрести в собственность жилье.

Бюджетные средства накапливаются на персональном счете военнослужащего весь период прохождения им военной службы. После трех лет участия в накопительной системе военнослужащий получает право на получение ипотечного кредита для приобретения жилья с использованием уже накопленных средств. В дальнейшем основную часть долга по ипотечному кредиту будет погашать государство.

При этом военнослужащий будет заинтересован в том, чтобы служить как можно дольше, так как сумма перечисляемых государством средств прямо пропорциональна продолжительности срока службы. При досрочном расторжении контракта по инициативе военнослужащего он будет обязан погасить сумму ипотечного кредита за счет личных средств. Одновременно с этим он должен будет вернуть государству перечисленные из бюджета на его персональный счет средства.

С учетом начала функционирования накопительно-ипотечной системы начиная с 2005 года первые военнослужащие смогут приобретать квартиры с помощью ипотечных кредитов уже в 2008 году.

Это особенно актуально сегодня для крупных административных центров, в которых отсутствует фонд служебных жилых помещений. В последующем приобретенное за счет ипотечного кредита жилье останется у военнослужащего в собственности, и в случае его перевода к новому месту службы за ним остается право на получение служебного жилья.

Главным преимуществом использования ипотеки является возможность покупки квартиры в собственность в любое время, вне зависимости от окончания срока службы, а также выбор месторасположения и размера жилья в соответствии с желанием и возможностями военнослужащего.

Кроме того, ипотека позволяет снять риск обесценивания накапливаемых средств за весь период службы.

Использование ипотеки позволяет зафиксировать цену и площадь жилья и избежать отставания роста накоплений от роста цен на жилье.

Военнослужащий может в любой момент взять в банке ипотечный кредит для покупки квартиры при наличии личных сбережений в размере 30% от стоимости квартиры на первоначальный взнос. Участнику накопительно-ипотечной системы государство оказывает помощь в накоплении необходимой суммы для первоначального взноса.

Первоначальный взнос на покупку жилья будет финансироваться за счет накоплений в первые годы (не менее 3-х лет) на персональном счете военнослужащего. Дальнейшие ежегодные взносы государства военнослужащий использует на платежи по ипотечному кредиту.

В случае вовлечения личных сбережений, по желанию военнослужащего, можно либо приблизить срок покупки, либо увеличить площадь приобретаемого жилья.

Таким образом, преимущество накопительно-ипотечной системы по сравнению с действующим порядком заключается в адресном целевом использовании денежных средств, направляемых на решение жилищной проблемы, и установлении зависимости качества приобретаемого жилья от продолжительности военной службы.

Только комплексный подход к решению жилищного вопроса по реализации имеющихся обязательств государства по обеспечению постоянным жильем увольняемых военнослужащих, формированию фонда служебных жилых помещений для военнослужащих, продолжающих службу, и переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения будет способствовать созданию Вооруженных Сил, отвечающих требованиям XXI века.