Содержание и периодичность анализа состояния воинской дисциплины и подведения итогов работы по ее укреплению.
Основным содержанием анализа должно быть определение в какой степени состояние воинской дисциплины обеспечивает поддержание постоянной высокой боевой готовности подразделений, состояние несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб, фактическое положение дел по обеспечению уставного порядка, принципиальность в реагировании на правонарушения.
При подведении итогов оцениваются также личная дисциплина соответствующих категорий военнослужащих и выполнение должностными лицами своих обязанностей по укреплению воинской дисциплины.
Периодичность анализа состояния воинской дисциплины и подведения итогов работы по ее укреплению:
— в полках, батальонах — ежемесячно;
— в ротах и им равных подразделениях — еженедельно;
— в отделениях, взводах — ежедневно оценивать выполнение военнослужащими служебных обязанностей и личную дисциплинированность.
Грубые дисциплинарные проступки .
К грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих относятся :
— самовольная отлучка;
— опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения;
— опоздание или самовольный уход со службы;
— нарушение правил несения караульной, внутренней служб и боевого дежурства;
— исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
— нарушение требований безопасности, приведшее к потере работоспособности;
— нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
— промотание или утрата военного имущества;
— проступки в общественных местах во внеслужебное время.
Критериями оценки состояния воинской дисциплины являются :
1. Полнота знаний и степень выполнения всеми военнослужащими требований законов Российской Федерации, воинских уставов, других нормативно-правовых актов по вопросам укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка в соответствии с занимаемой должностью.
2. Качество выполнения главных задач, стоящих перед подразделениями.
3. Состояние уставного порядка в части, подразделении (оценка несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб, эффективность организации боевой учебы, качество проведения занятий, состояние техники и вооружения, отношение личного состава к их сбережению, соблюдение уставных требований о взаимоотношениях между военнослужащими, четкость и организованность в выполнении распорядка дня). Настойчивость и эффективность борьбы с пьянством, неуставными взаимоотношениями среди военнослужащих.
4. Забота об охране жизни и здоровья военнослужащих, безопасности военной службы, удовлетворении их морально-бытовых потребностей, обеспечении социально-правовой защищенности.
5. Личная примерность в дисциплине офицеров, прапорщиков, сержантского состава. Реагирование на отступления подчиненных от уставных требований и на правонарушения. Эффективность принимаемых мер по устранению причин негативных явлений в части и подразделениях. Уровень требовательности командиров (начальников) к личному составу за образцовое выполнение Военной присяги и уставных обязанностей, сочетание, в воспитании подчиненных, мер убеждения и принуждения.
6. Морально-психологическая атмосфера в воинских коллективах, характер взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, социальная активность личного состава. Забота о досуге людей, их запросах, полноте доведения положенных норм довольствия. Состояние индивидуально-воспитательной работы, умение объективно оценивать и прогнозировать ее состояние, организовывать работу по укреплению воинской дисциплины и осуществлять целесообразные предупредительные, профилактические меры. Знание командирами (начальниками) особенностей своих подчиненных и их использование в повседневной работе.
7. Количество, характер, тяжесть происшествий и преступлений, грубых дисциплинарных проступков, наличие (отсутствие) их сокрытия. Принципиальность реагирования должностных лиц, объективность подведения итогов и их качество, систематичность, глубина.
8. Наличие положительного опыта в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины и степень его распространения среди подразделений. Организация взаимодействия командования части с правоохранительными органами и общественными организациями по вопросам обеспечения законности и правопорядка.
В заключении анализа необходимо определить меры по дальнейшему укреплению воинской дисциплины и правопорядка в соединении, части, подразделении. При этом следует учитывать, что система предупредительных мер по укреплению воинской дисциплины должна быть спланирована в части — на период обучения.
Для этого необходимо предусмотреть :
— занятия по организации и проведению воспитательной работы в подразделении — с соответствующими категориями;
— систематический анализ состояния воинской дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению в части и подразделениях, участие в них старших командиров и начальников;
— поощрение сержантского состава, чьи подразделения добились высоких результатов в боевой подготовке и воинской дисциплине;
— прием зачетов по знанию руководящим составом основополагающих документов, воинских уставов, касающихся вопросов воинской дисциплины;
— оказание конкретной помощи подразделениям, отстающим по воинской дисциплине;
— мероприятия, связанные с повышением качества внутренней и караульной служб, обеспечением внутреннего порядка в подразделениях.
Методика анализа состояния правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики.
Анализ состояния правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики проводится должностными лицами с целью установить истинное положение дел с воинской дисциплиной, вскрыть причинно-следственные связи совершенных проступков, оценить эффективность принимаемых мер и наметить дополнительные мероприятия по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в соединении, части, подразделении.
При анализе состояния правопорядка и воинской дисциплины необходимо сочетать методы психолого-педагогического и статистического исследований. Это позволяет характеризовать воинскую дисциплину с качественной и количественной стороны как по содержанию, так и с точки зрения динамики и тенденции развития. Для проведения качественного анализа правопорядка и воинской дисциплины следует выделить 4 основных этапа :
1. Сбор и систематизация данных о состоянии правопорядка и воинской дисциплины.
2. Количественный и качественный анализ нарушений воинской дисциплины.
3. Изучение и оценка работы должностных лиц по наведению правопорядка и укреплению воинской дисциплины.
4. Оценка состояния воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.
Рассмотрим примерное содержание этой работы на различных этапах анализа.
Сбор и систематизация данных о состоянии правопорядка и воинской дисциплины.
Основными источниками данных на первом этапе являются:
— доклады соответствующих командиров (начальников), должностных лиц суточного наряда, сведения и письменные доклады о состоянии правопорядка и воинской дисциплины, рапорта дежурных, постовые ведомости, приказы по части;
— протоколы общих собраний офицеров, прапорщиков, сержантов, личного состава;
— письма, жалобы и заявления военнослужащих;
— индивидуальные беседы, диспуты с военнослужащими;
— служебные карточки военнослужащих;
— информация из военной прокуратуры, военного суда и военной комендатуры, медицинской службы, местных органов;
— личные наблюдения, собеседования.
Количественный и качественный анализ нарушений воинской дисциплины.
Данные о проступках военнослужащих служат исходным материалом для анализа состояния воинской дисциплины в соединении, части, подразделении.
На их основе командир (начальник) может сделать следующие выводы :
— какие нарушения воинской дисциплины являются наиболее характерными для соединения, части, подразделения, для данного периода времени;
— какие категории военнослужащих (по периодам службы) являются основными нарушителями;
— как обеспечивается личная примерность сержантского состава в отношении к службе;
— в каких подразделениях состояние правопорядка и воинской дисциплины лучше, в каких хуже.
Сравнивая данные о количестве имеющихся проступков с данными об их количестве за прошедший период, необходимо определить тенденции развития в состоянии воинской дисциплины и правопорядка, т.е. количество каких нарушений дисциплины увеличивается, а каких уменьшается, в каких соединениях, частях, подразделениях состояние воинской дисциплины улучшается, а в каких ухудшается.
Для дальнейшего анализа весьма важно вскрыть причины имеющихся происшествий, преступлений, грубых нарушений воинской дисциплины и правопорядка. Их можно условно разделить на две группы. К первой группе причин можно отнести те, которые связаны с недостатками в стиле работы должностных лиц про организации профилактики правонарушений, учебно-воспитательного процесса и службы войск, а именно:
— отсутствие системы продуманных мер по укреплению воинской дисциплины и правопорядка;
— низкая требовательность командиров (начальников) к себе и подчиненным, отсутствие твердого уставного порядка;
— серьезные недостатки в организации воспитательного процесса;
— нарушение законов, злоупотребление служебным положением, искривление дисциплинарной практики;
— ослабление контроля над исполнением приказов, распоряжений, низкая исполнительская дисциплина;
— беспринципность, сокрытие правонарушений, неприятие мер к виновным;
— недостаточные знания и практические навыки в выполнении требований уставов и т.д.
Ко второй группе относятся причины, связанные с индивидуальными особенностями военнослужащих :
— низкая ответственность, отрицательные черты характера, вредные привычки;
— недостаточное или искаженное понимание воинского долга;
— слабые знания требований уставов о порядке и правилах несения службы;
— недостаточный уровень специальной подготовки;
— семейные неурядицы, физические недостатки, болезненное состояние, нарушения психики;
Особенно тщательно должны быть определены причины совершенных происшествий и преступлений.
На основе изучения причинно-следственных связей необходимо сделать выводы о том, как устранить или ограничить действия причин, которые приводят к происшествиям и грубым нарушениям воинской дисциплины.
Изучение и оценка работы должностных лиц по наведению правопорядка и укреплению воинской дисциплины.
Проанализировав данные о происшествиях, преступлениях и нарушениях воинской дисциплины за определенный период, вскрыв их причины, необходимо изучить и оценить работу должностных лиц, а также общественных институтов по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в соединении, части, подразделении.
С этой целью анализируются :
— принципиальность в реагировании на правонарушения;
— целесообразность принимаемых мер по укреплению дисциплины и их действенность;
— личная примерность должностных лиц в службе и поведении;
— личная вина должностных лиц в имеющихся правонарушениях;
— степень участия должностных лиц (по категориям) в дисциплинарной практике, ее соответствие требованиям уставов и законодательных актов;
— степень влияния общественных институтов на укрепление воинской дисциплины.
На основе записей в служебных карточках военнослужащих могут быть составлены схемы «Участие должностных лиц в дисциплинарной практике в период с___ по ___», «Поощрения и взыскания, объявленные военнослужащим подразделения в период с ___ по ___».
Пользуясь данными схемами, можно сделать выводы по вопросам :
— активность должностных лиц в дисциплинарной практике;
— соотношение взысканий и поощрений к дисциплинарной практике;
— какие виды поощрений и взысканий применяются наиболее часто и какие не используются (или используются крайне редко);
— для каких категорий военнослужащих наиболее характерны те или иные виды взысканий и поощрений.
Важно отдельно проанализировать за что объявляются поощрения и как часто. Ими должны отмечаться военнослужащие за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе.
Изучив работу должностных лиц, необходимо оценить личный вклад каждого подчиненного командира (начальника) в деле укрепления воинской дисциплины и правопорядка в соединении, части, подразделении, отметить как положительный опыт, так и упущения, недостатки в этой работе.
Оценка состояния воинской дисциплины и правопорядка.
Состояние правопорядка и воинской дисциплины оценивается «удовлетворительно», если состояние правопорядка и воинской дисциплины обеспечивает поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности, качественное несение боевого дежурства, организованное проведение учебного процесса и других мероприятий в деятельности войск.
При оценке состояния правопорядка и воинской дисциплины учитывается :
— наличие происшествий и преступлений, фактов сокрытия;
— выполнение личным составом законов и общевоинских уставов;
— уровень воспитательной работы и морально-психологического состояния личного состава;
— состояние службы войск;
— материально-бытовые условия.
Подведение итогов и анализ состояния воинской дисциплины в роте.
С личным составом роты, батареи итоги подводятся в конце каждой недели по категориям : с офицерами и прапорщиками, сержантским составом, со всем личным составом. С докладом «О состоянии воинской дисциплины в роте за прошедшую неделю и итогах работы по ее укреплению» выступает, как правило, командир роты. В докладе необходимо :
1. Изложить как в целом выполняются требования Министра обороны РФ, других старших командиров и начальников по вопросам укрепления воинской дисциплины и улучшению службы войск за неделю, их влияние на решение задач боевой готовности, боевого дежурства, боевой учебы.
2. Исходя из критериев оценки дисциплины в подразделении дать оценку каждому взводу и отделению (экипажу, расчету).
3. Отметить подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в которых лучше решаются задачи, поддерживается уставной порядок, нет грубых нарушений воинской дисциплины, сложилась здоровая морально-психологическая атмосфера, дружба и войсковое товарищество. При этом выделить те подразделения, в которых эти вопросы длительное время (указать какое) решаются положительно. Назвать их командиров и рассказать о методах их работы. Дать оценку редколлегиям (по итогам месяца) стенных газет по укреплению воинской дисциплины.
4. Назвать пофамильно военнослужащих, являющихся примером в выполнении Военной присяги, оказывающих существенную помощь командирам в поддержании уставного порядка, товарищам в службе, овладении военными специальностями, непримиримо относящихся к недостаткам, недостойному поведению сослуживцев.
5. Довести до всего личного состава фамилии военнослужащих, которые никак себя не показали — ни хорошо, ни плохо. Педагогически правильно и тактично убедить их повысить свою активность, объяснить им как выбрать правильную жизненную позицию.
6. Назвать подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в которых воинская дисциплина, правопорядок и служба войск не в полной мере отвечают уставным требованиям. Особо указать на подразделения, в которых длительное время (указать какое) эти требования выполняются плохо. Отметить характерные недостатки каждого из этих подразделений :
— в выполнении боевого дежурства;
— в отношении личного состава к технике и оружию, их изучению, освоению и сбережению;
— в несении службы в карауле, суточном наряде;
— во внутреннем порядке, выполнении распорядка дня;
— в соблюдении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
— выполнении расписания занятий;
— по другим параметрам.
7. Провести глубокий анализ происшествий и преступлений, если они имели место, грубых дисциплинарных проступков. Назвать фамилии военнослужащих, которые их совершили ( добиться того, чтобы каждый военнослужащий, услышав свою фамилию, встал и принял строевую стойку), доложить всему личному составу как и почему его поступок сказался отрицательно на боевой готовности. Объявить, что дисциплина названных военнослужащих оценивается «неудовлетворительно». Особо раскрыть имевшие место случаи употребления нецензурных слов, кличек
и прозвищ, искажения воинских званий, грубости и фамильярности.
В заключении подведения итогов следует поощрить отличившихся, отметить в худшую сторону провинившихся.
По окончании подведения итогов, дачи конкретных оценок подразделениям и рядовому составу, командир определяет конкретные задачи каждому взводу, отделению, экипажу, расчету, отдельным солдатам (дисциплина которых оценена «неудовлетворительно») по устранению недостатков и мероприятия, которые должны провести подчиненные командиры в интересах укрепления воинской дисциплины и правопорядка.
После определения конкретных задач, командир освобождает рядовой состав и приступает к оценке личной дисциплины сержантского состава и их работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка. При этом он анализирует :
1. Уровень исполнительской дисциплины среди сержантов, своевременность и качество выполненных приказов и распоряжений старших
начальников.
2. Личную примерность сержантского состава в выполнении требований уставов и своих функциональных обязанностей.
3. Имевшие место случаи необъективных докладов или сокрытия фактов нарушения воинской дисциплины среди подчиненных.
4. Роль сержантов в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдение формы одежды и распорядка дня.
5. Участие сержантов в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными.
6. Работа сержантов по привитию подчиненным любви к службе, удовлетворению их нужд и запросов, обучению и воспитанию.
В заключении подведения итогов с сержантами командир ставит конкретные задачи по укреплению воинской дисциплины и правопорядка среди подчиненных, обращает особое внимание на командиров отстающих отделений, экипажей, расчетов и при этом оценивает личную дисциплину каждого и его работу по поддержанию уставного порядка в подразделении.
После определения конкретных задач, командир освобождает сержантский состав и оценивает работу старшины с младшими командирами, полноту выполнения им служебных обязанностей. Указывает на недостатки. Ставит задачи на очередную неделю.
Оценивается также личная дисциплина и работа старшего техника роты (при наличии), особенно по предупреждению происшествий и повреждений вооружения, военной техники, выполнения личным составом требований безопасности при эксплуатации, ремонте и обслуживании машин.
Освободив прапорщиков, командир оценивает работу офицерского состава. При этом он объявляет оценку личного поведения каждого офицера. Сначала оценивается работа командиров взводов, а затем заместителей командиров рот. Доводятся места взводов в роте. Отмечает упущения и недостатки по укреплению воинской дисциплины среди подчиненных. Дает оценку использования офицерами дисциплинарной практики в интересах укрепления воинской дисциплины. В заключении командир роты ставит задачи, которые касаются личной работы офицеров.