В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере выделены в отдельное направление и включают в себя такие вопросы, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации и др. От качества решения этих вопросов самым непосредственным образом зависит стабильность нашего общества, настоящее и будущее Российской Федерации.
1
В решении актуальных задач военно-социального управления и воспитания личного состава частей и соединений наряду с процессами сбора, обработки и передачи информации особая роль в системе информационного обеспечения принадлежит информационному влиянию на психику и поведение военнослужащих. Информационно-воспитательная работа всегда являлась одним из наиболее существенных направлений в подготовке войск, так как именно она во многом определяла и определяет боевой дух соединений и частей.
В настоящее время информационная работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужащих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям российских армии и флота.
Для командира (начальника) совершенно очевидно, что качество выполнения задач его подчиненными во многом зависит от их настроя, убежденности в необходимости защиты Родины, готовности к самопожертвованию во имя ее. Это обусловлено усвоением каждым военнослужащим ценностей и интересов государства и общества, формированием их взглядов в области государственного развития и военного строительства, информированностью о вероятном противнике и многим другим.
Вот почему при организации информационной работы нужно в полной мере осознавать ее многоплановость и всевозрастающее значение как во всех сферах повседневной жизни армейских и флотских коллективов, так и в ходе ведения боевых действий.
Научно доказанным является положение о том, что поведение военнослужащих в любой обстановке обусловлено взаимодействием информационных связей между их духовным миром и внешней средой.
Информационные процессы лежат в основе важнейших функций психики воинов — восприятия окружающей действительности, мышления, памяти, работы аппаратов эмоций и чувств. С психической переработкой информации связан механизм оценки и предвидения (прогноза), которым обладает каждый человек. Причем это происходит на уровне сознания (анализ, синтез), подсознания (стереотипы, навыки) и сверхсознания (интуиция, предчувствие). Другими словами, содержание и направленность информационных процессов, соответствующих системе доминирующих потребностей личности, выступают своего рода регуляторами поведения.
Информационно-воспитательная работа осуществляется на основе Конституции и законов РФ, Указов Президента России и Постановлений Правительства РФ, Общевоинских уставов ВС РФ, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (2004 г.).
Главным содержанием информационно-воспитательной работы является проведение в войсках (силах) государственной политики, формирование у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.
В соответствии с руководящими документами система воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала, членами их семей представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск (сил), компонент строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил. Поэтому руководство Министерства обороны Российской Федерации требует обеспечения единства и согласованности участия в воспитательной работе всех органов военного управления, а от командиров (начальников) всех степеней — считать воспитание личного состава одним из приоритетных направлений служебной деятельности. При этом каждый офицер, прапорщик и мичман несет ответственность за результаты воспитательной работы с подчиненными.
В информационно-воспитательной работе выделяют группы методов сбора и обработки, анализа и оценки информации. А в процессе воспитания личного состава широко применяются различные методы и методики проведения информационно-воспитательной работы и другого рода информационных мероприятий.
Информационно-воспитательная работа — это важнейшее направление воспитательной работы, особый вид деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по формированию у личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации высокого морального духа, военно-профессиональных навыков и умений, развития морально-психологических и боевых качеств посредством информации.
Под информационной работой понимается целенаправленное комплексное использование органами военного управления, военными СМИ, офицерами и прапорщиками средств и методов информационного воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
Главная цель информационной работы — способствовать укреплению убежденности воинов в необходимости и важности вооруженной защиты Отечества, формирование у каждого военнослужащего чувства ответственности за судьбу армии и флота, поддержание высокой боевой готовности, воинской дисциплины и правопорядка.
Важнейшей составляющей жизнедеятельности Вооруженных Сил является боевая подготовка. Изучение личным составом оружия и боевой техники, способов ведения вооруженной борьбы, формирование у воинов профессионализма, передача им военно-специальных знаний и навыков практических действий в соответствии со спецификой подразделения и части неразрывно связаны с развитием их мировоззрения, освоения ими исторического опыта и воинских традиций российских армии и флота, формированием морально-психологических и боевых качеств. То есть с воспитанием личности военнослужащего, вооруженного защитника Отечества.
Достижение цели информационно-воспитательной работы осуществляется решением следующих задач:
- освещением понятия информационно-воспитательной работы, ее назначения, задачи структуры;
- раскрытием форм информационно -воспитательной работы;
- рассмотрением методов психологического воздействия в практике информационно воспитательной работы.
Информационно-воспитательная работа является одной из форм проявления единства обучения и воспитания личного состава. В ней органично сочетаются цели, задачи, а также взаимосвязанные формы и методы процессов обучения и воспитания военнослужащих.
Основные цели информационной работы в Вооруженных Силах следующие:
- формирования личности граждан-патриотов, готовых к защите Отечества;
- развитие духовного облике военнослужащих, выработка убеждений системы воспитательной работы.
Информационно-воспитательная работа в мирное время призвана решать такие задачи:
- формирование у личного состава научного мировоззрения, системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долге;
- вооружение всех категорий личного состава знаниями и пониманием сущности, содержания, характере, типов и причин современных войн, особенностей и способов ведения современных боевых действий, применения новейших вооружений и боевой техники;
- изучение с личным составом военно-политической обстановки в мире и сопредельных регионах, внутриполитической обстановки в стране, а также оперативное разъяснение и проведение в войсках государственной политики а области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны на основе Конституции, действующих законов и общевоинских уставов;
- воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны, готовности к самопожертвованию во имя ее защиты;
- воспитание воинов на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, войсковое товарищество;
- воспитание уважения к законам, требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности.
Вооруженные Силы Российской Федерации сегодня сталкиваются с теми же проблемами, что и общество в целом. Поэтому важнейшая роль в современном военном строительстве наряду с решением концептуальных научно-теоретических, оперативных, экономических, кадровых и других вопросов отводится информационной работе. Это направление деятельности органов военного управления, воспитательной работы, командиров и начальников всех степеней в современных условиях является важнейшей составной частью воспитательной работы с личным составом армии и флота.
В военное время задачи информационно-воспитательной работы приобретают более конкретный характер, в них усиливается политическая составляющая, возрастает роль мобилизации на самоотверженное профессиональное выполнение боевых задач.
Главная задача информационно-воспитательной работы состоит в формировании у личного состава системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, в развитии нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в мирное время и в бою.
В военное время в информационно-воспитательной работе возрастает роль морально-политических аспектов, связанных с мобилизацией личного состава на разгром врага. Основное внимание сосредоточивается на разъяснении военно-политической обстановки, причин, целей, характера развязанной войны, разоблачении ее истинных виновников, обосновании необходимости вооруженной защиты Отечества, формировании у воинов убежденности в справедливости дела, за которое они сражаются с врагом.
2
Формы и методы информационно-воспитательной работы постоянно развивается и совершенствуется. Основными формами, активно используемыми командованием в деятельности по воспитанию личного состава частей (кораблей), являются:
- общественно-государственная подготовка;
- информации с личным составом!
- единые дни информирования;
- общие собрания, тематические вечера и утренники, диспуты, вечера вопросов и ответов, посещение тематических выставок и др.;
- доведение информации через средства массовой информации и наглядной агитации.
Главной особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации. В этой связи необходимо отметить некоторые факторы, помогающие правильно понять и оценить информационно-воспитательную работу в части (на корабле).
Во-первых, методы информационно-воспитательной работы необходимо рассматривать прежде всего как разновидность методов социально-коммуникативной деятельности органов военного управления и воспитательной работы в войсках.
Во-вторых, поскольку методы информационно — воспитательной работы основаны на использовании социальной информации преимущественно в речевой форме и, следовательно, сводятся к технологиям словесного воздействия на сознание и поведение военнослужащих, то при их реализации важно учитывать особенности восприятия речи различными категориями военнослужащих.
В-третьих, в речевом воздействии как особом способе и форме передачи социальной информации выделяют содержательную и формальную сторону (см. схему № 1).
Схема № 1
Речевое воздействие (характеристики) | |
Содержательная сторона | Формальная сторона |
Информативность — количество новой, полезной информации, ценность сведений, фактов в речи. | Выразительность отчетливость и ясность произношения, правильная интонация и ударения, образность выражений. |
Понятность — соответствие смыслового содержания уровню знаний, развития интересам и языковым возможностям аудитории. | Доступность — однозначность конкретность и четкость употребляемых слов, лаконичность фраз. |
Учет указанных в схеме характеристик в сочетании с хорошим знанием предмета является основным условием эффективности речевого воздействия на личный состав. Из этого следует, что культура речи военных кадров должна служить показателем их профессиональной подготовки и информационной культуры в целом. Она дает возможность умело пользоваться большим арсеналом методов информационно-воспитательной работы с Личным опытом, которые в совокупности дают ответ на вопрос: как лучше, каким образом с помощью социальной информации решать актуальные задачи патриотического воспитания?
В целях систематизации методов целесообразно дать общую классификацию, указывающую на их иерархичность. Данная классификация носит иллюстративный, относительный характер и не является исчерпывающей (см. схему № 2).
Схема №2
Группы методов |
Основные виды методов |
Некоторые разновидности методов |
Организационные методы передачи информации | Иллюстративные методы проблемные методы | Демонстрация, показ, сравнение, аналогия, анализ |
Методы устной передачи информации | Монологовые методы, диалоговые методы | Рассказ, выступление, беседа, дискуссия |
Методы воздействий на мировоззрение | Метод убеждения | Сообщение, изложение, Доказательство, наглядность |
Методы побуждения к действиям | Метод пропаганды, агитации | Обращение, призыв |
Общеобразовательные методы | Метод обучения, просвещения | Описание, разъяснение |
Среди методов изложения информации наиболее распространенными являются объяснительно-иллюстративный метод.
Объяснительно-иллюстративный метод (нередко его называют описательным) представляет собой такой способ изложения информации (материала), в ходе которого особое внимание уделяется раскрытию сущности объектов, явлений и процессов, их структуры (содержания), причинно-следственных связей между их компонентами и условиями существования. При этом изложение материала строится по определенному сценарию, подчиняется законам логики, сопровождается разъяснениями, показом и демонстрацией.
Следует постоянно помнить, что на таких занятиях не может и не должно быть второстепенной информации. Вся информационная работа офицеров и прапорщиков должна способствовать повышению профессионализма каждого воина, его уверенности в своих возможностях, в своих товарищах, в оружии и боевой технике. Она должна оказывать позитивное воздействие на повышение слаженности, боевого мастерства расчетов, экипажей и подразделений и, в конечном счете, на боеготовность части и соединения.
Ключевую роль в информационно-воспитательной работе играет общественно-государственная подготовка (ОГП). Она имеет четкую структуру, обладает содержательной глубиной и большими возможностями по воздействию на сознание личного состава. Целью общественно-государственной подготовки является формирование у личного состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, ответственности и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военнослужащих.
Общественно-государственная подготовка является наиболее эффективным каналом получения военнослужащими системы знаний, способствующих формированию у воинов чувства чести и достоинства, национальной гордости, ответственности за судьбу своего народа, убежденности в необходимости твердого отстаивания интересов Российской Федерации, т. е. всего того, что лежит в основе мировоззрения защитника Отечества
Для получения максимального эффекта убеждающее воздействие в процессе проведения занятий по ОГП и информированию должно соответствовать определенным требованиям:
1. Быть правильно сориентированным и плановым. Убеждающее воздействие надо проводить в соответствии с целями ОГП и информационно-воспитательной работы в целом, на основе тщательно продуманных планов.
2. Быть направленным на конкретный объект. Убеждающее воздействие должно готовиться и осуществляться на определенные группы военнослужащих, с учетом их важнейших индивидуальных, социальных, религиозных, национальных и культурных характеристик.
3. Являться ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики военнослужащего. Убеждающее воздействие ДОЛЖНО строиться путем логичного изложения материала, убедительной аргументации, с опорой на достоверные факты.
4. Быть направленным на инициирование определенного поведения. Конечной целью убеждающего воздействия является провоцирование такого поведения, которое отвечает целям формирования личности военнослужащего.
В сравнении с другими видами информационного воздействия общественно-государственная подготовка имеет наиболее разработанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до военнослужащих вопросы государственной политики, отечественной истории, права и др.
Другой эффективной формой информационного обеспечения задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, является информирование личного состава.
Информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) военно-учебных заведений -1 раз в неделю по 1 часу; офицеров — 2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих • не менее 1 раза в месяц.
Информирование с целью убеждения предполагает, помимо прочего, «подталкивание» военнослужащего к более широкому пониманию его ближайших и дальнейших служебных перспектив. Надо, чтобы он в конечном итоге выбрал такой путь, который был бы выгоден лично ему и в то же время соответствовал целям информационно-воспитательной работы.
Таким образом, информирование, являясь оперативной формой, позволяет своевременно разъяснить проводимые государственными органами мероприятия по военному строительству, укреплению обороноспособности страны, обеспечению безопасности российского общества и др.; факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, конкретными соединениями и частями; приказы и директивы министра обороны, командиров и начальников.
Наряду с названными формами в интересах информационного обеспечения, повышения боевой готовности соединений и частей, укрепления воинской дисциплины и правопорядка в воинских коллективах следует использовать культурно-досуговую работу с личным составом. В первую очередь имеются в виду тематические вечера, викторины, художественная самодеятельность и многое другое. Речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен немалый опыт. Творческое их использование дает возможность сделать информационно-воспитательную работу не только более разнообразной, но и повышает ее эффективность, придает большую убедительность предлагаемой воинам информации, помогает более глубокому ее осмыслению.
Кроме перечисленных форм информационно-воспитательной работы, направленной на решение задач боевой подготовки и боевого дежурства, следует использовать и другие способы информационного воздействия на личный состав. Так, немаловажную роль в жизни воинского коллектива способна играть стенная печать. Различные формы ее использования позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения воинов к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных в интересах повышения боеготовности подразделений, укрепления правопорядка и воинской дисциплины. Однако в некоторых подразделениях значение стенной печати порой недооценивается. В этих условиях задача офицеров и прапорщиков заключается в том, чтобы превратить эту работу из необходимой формальности в значительное подспорье в информационно-воспитательной работе. Для этого необходим творческий подход к ней, правильная оценка и осознание командиром всех возможностей средств наглядной оперативной информации.
Системный характер организации информационно-воспитательной работы в подразделении (на корабле) проявляется в целенаправленном, организационно оформленном взаимодействии всех членов воинского коллектива, регулируемом действующим законодательством, педагогическими принципами и направленном на обеспечение успешного решения задач военной службы.
В узком смысле она рассматривается как процесс систематического воздействия командира на подчиненного в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единства деятельности, с одной стороны — командиров, осуществляющих систему педагогических воздействий на сознание, чувства, волю воина, а с другой — подчиненных, активно реагирующих на эти воздействия.
Для качественного решения проблем воспитания подчиненных командиру, который является ключевой фигурой в этом процессе, необходимы знания в различных областях науки, прежде всего в педагогике и психологии, а также жизненный и служебный опыт. При этом ему следует сосредоточить основные усилия на таких направлениях воспитательной работы, как информационное, социально-правовое, укрепление воинской дисциплины, правопорядка и некоторых других.
Успех в решении этих задач во многом зависит от умения офицеров и прапорщиков работать с людьми, от их способности сплотить подчиненных в дружный коллектив единомышленников, воспитать патриотов, до конца выполняющих свой воинский долг.
Только целенаправленная системная информационно-воспитательная работа дает командирам возможность поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния воинских коллективов, позволяет успешно решать задачи, стоящие перед подразделениями, частями и кораблями.
Методические рекомендации
Во вступительной части руководителю занятия необходимо акцентировать внимание слушателей на актуальности темы для их военно-профессиональной деятельности. Именно от того, насколько они овладели современными теоретическими и практическими приемами воспитания личного состава подразделений и частей, во многом зависит эффективность организации и проведении информационно-воспитательной работы с подчиненными.
Раскрывая содержание первого вопроса, целесообразно подробно остановиться на выявлении сущности и содержания информационно-воспитательной работы в подразделении (на корабле) как процессе целенаправленного формирования у военнослужащих профессионально значимых личностных свойств и качеств. Важно добиться понимания содержания целей и задач информационно-воспитательной работы, раскрываемого через решение комплекса взаимосвязанных воспитательных задач.
При рассмотрении второго вопроса рационально использовать примеры из педагогической практики командиров (начальников) подразделения и части. Особое внимание необходимо обратить на формирование у слушателей собственной информационно-воспитательной технологии как оптимального сочетания методов, приемов и средств воспитания военнослужащих.
В ходе занятий следует через призму информационно-воспитательной работы разъяснить личному составу цели и ожидаемые результаты шагов, предпринимаемых государством в целях укрепления обороны страны, раз вития Вооруженных Сил Российской Федерации, а также при необходимости связать его с внешнеполитическими задачами России, ее национальными целями и интересами.
Также руководителю занятия нужно уделить внимание анализу собственной воспитательной практики и опыту других категорий командиров и начальников в организации и проведении информационно-воспитательной работы с подчиненными в подразделении и воинской части.