Двигатель ЗИЛ -131 V- образный восьмицилиндровый четырехтактный, карбюраторный с жидкостным охлаждением. Двигатель прикреплен к раме в трех точках. Передней опорой двигателя является кронштейн, установленной под крышкой распорядительной шестерен, задними опорами служат лапы картера сцепления.
Между кронштейном переднем опоры и передней поперечной рамы установлены круглые резиновые подушки. Задние опоры двигателя имеют клинообразные подушки.
Блок цилиндров двигателя чугунный со вставленными мокрыми гильзами из серого чугуна с кисло-упорной вставкой в верхней части. Уплотнение верхней части гильзы осуществляется зажимом борта гильзы между блоками и головкой блока через асботальную прокладку, а нижней части – двумя резиновыми кольцами.
Головка блока цилиндров из алюминиевого сплава со вставными следами и направляющими клапанов. Между блоками и головкой установлены перекладки из асботального полотна. Кадая головка блока прикреплена к блоку цилиндров 17 болтами.
Поршни выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом.
Поршневые кольца устанавливаются по четыре на каждом поршне: три компрессорных и одно маслосъемное . Шатуны стальные, двутаврового сечения в верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Вкладыши изготовлены с большой точностью и при установке.
Коленчатый вал стальной, с заголенными щеками, пятиопрный с каналами для смазки и центробежным грязосборником для чистки масла.
Система смазки двигателя смешенная. масло под давлением подается к коренным шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распорядительного вала, к опорам промежуточного валика масляного насоса к толкателем. Ко втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущемся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Из масляного картера через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос. Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра. очищенное масло попадает в распределительную камеру задней перегородки блока. насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра. Очищенное в фильтре масло попадает в распределительную камеры задней перегородки блока.
Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистралей канала, из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого валу По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунам подшипника. В том шатуна предусмотрено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивает на стенку цилиндра. Излишнее масло. снижаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом :через отверстия в канавке кольца отводится в внутрь поршня и смазывается опорой поршневого кольца в поршне и в верхней головке шатуна.
Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки в компрессор. В передней шейки распределительного вала предусмотрены два соединяющих отверстия в блоке масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока. Из этих каналов через опорный поверхности стойки от коромысел и зазор меду стычками отверстия в стойке и болтов, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда через отверстия в стенке оси масло поступает ко втулкам коромысел
Система питания двигателя с принудительной подачей топлива. В систему питания входит: топливный насос, фильтр тонкой очистки топлива, карбюратор, топливный бак.
Топливный насос диафрагменный герметизированный. с рычагом для ручной подкачки топлива.
Производительность насоса 180 л/ч при частоте вращения 1300-1400 об/мин.
Фильтр тонкой очистки топлива с керамической фильтрующим элементом и съемным пластмассовым стаканом – отстойником установлен пред карбюратором.
Топливные баки – основной и дополнительный. емкостью по 180 л каждый, расположены по обе стороны рамы под грузовой платформы
Правый топливный бак снабжен клапанной коробкой с автоматическим действующими клапанами , соединяющими полость топливного бака с атмосферой в случае повышения или понижения внутреннего давления в баке. Топливный фильтр – отстойник установлен на переднем кронштейн топливного бака.
Карбюратор вертикальный с нисходящим потоком смеси . с балансировкой поплавковой камеры. Карбюратор двух камерный, каждая камера имеет два дифуза. Необходимый состав смеси обеспечивает вследствие пневматического торможения топлива и применения клапана экономайзера.
Система охлаждения двигателя жидкостная закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающий жидкости засасывается из радиатора в водяной насос и под определенным давлением по двум нагнетающим патрубкам насоса подается в левый и правый блоки цилиндров, и переходя через окна в цилиндровых перегородок, охлаждает гильзы цилиндров. Через отверстия в проволочных поверхностях блока и головки ив прохладе между ними охлаждающая жидкость проходит в головки.
Указанные отверстия расположены так, чтобы можно было подвести жидкость к наиболее нагретым частям головок – патрубкам а, выпускных клапанов и гнездах свечей и ввести в головки основную часть охлаждающей жидкости у задних торцов головок. Это обеспечивает дальнейшие продольное движение жидкости от заднего к переднему торцу головок. Затем охлаждающая жидкость по каналам в выпускной трубке проходит к патрубку термостата и в радиатор.