Адаптация – [лат. adaрtatio<adaрtare приспособлять]
1) приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования;
2) социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде;
Основное направление процесса адаптации – сохранение гомеостаза (динамического равновесного состояния адаптирующейся системы) (греч. – нomoios -подобный, statis – состояние).
Адаптация:
а) изменение внутреннего текущего ситуативного состояния, а также стереотипов, программ и эталонов-регуляторов под воздействием меняющейся среды;
б) изменение внешних реакций (способов поведения);
в) активное изменение, преобразование внешней среды в соответствии с внутренними состояниями;
г) все вместе. Процесс активного приспособления – адаптация. Результат процесса – адаптированность.
Типы адаптации:
= биофизиологическая (в т. ч. психофизиологическая) – акклиматизация, приспособление организма, органов чувств к новым условиям существования;
= общепсихологическая; Но – Жизнь – это реализация или изменение социального статуса:
= социальная, в т. ч. учебная, профессиональная, социально-психологическая.
Механизмы адаптации:
а) организменные;
б) поведенческие;
в) интеллектуальные;
г) защитные;
В концепциях гештальтпсихологии, теории интеллектуального развития (Ж. Пиаже) – процессы взаимоотношения индивида и среды как процессы гомеостатического, адаптационного уравновешивания. Социальная адаптация – это перестройка сложившегося стиля дея тельности (общения) для обеспечения приспособления (гомеостаза) внутренних свойств личности и внешних социальных условий. Дулов А. В. (Судебная психология. Минск: Высшая школа, 1975. 464 с. )
«Любое общение всегда связано с параллельно проходящим процессом адаптации к новому объекту субъекту. В этом общем процессе можно выделить социальную адаптацию (осознание и привыкание к новой социальной роли в общении), личностную адаптацию. (познание и привыкание к личности субъекта общения), ситуативную адаптацию. (привыкание к условиям, предмету, цели общения). (с. 107)
ПОДХОДЫ:
А. Необихевиоризм:
Айзенк Г. , Хэнки Р. и др.:
Адаптация (adjustment) – а) состояние, в котором потребности индивида и требования среды полностью удовлетворены, это состояние гармонии между индивидом и средой;
б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Социальная адаптация – процесс (состояние) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически групповом поведении, социальных отношениях или культуре.
= Адаптивный характер модификации поведения через учение.
= Адаптация – состояние равновесия, отсутствие переживания
конфликта со средой.
Б) Интеракционизм:
Филипс Л. :
эффективная адаптация личности личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества в процессе социализации.
а) принятие и эффективный ответ на социальные ожидания в соответствии со своим полом и возрастом – выражение конформности к нормам;
б) не просто принятие, гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями: успешное принятие решений, проявление инициативы и ясное определение собственного будущего.
Идея активности личности
адаптированность в сфере «внеличностной», социально-экономической активности;
адаптированность в сфере личных отношений.
Различают общую адаптацию (adaрtation)комбинация приемов, стабильных решений и приспособление(adjustment) – ситуативную адаптацию (см. Шибутани Т. )
В) «Теория ролей» (А. Бандура, Шеффильд, Росс)
процесс приобретения ролей.
Г) Психоанализ:
З. Фрейд, Анна Фрейд, Г. Гартманн:
Адаптация включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.
Внутрипсихическая адаптация происходит с помощью бессознательных механизмов психической защиты.
Д) Отечественная социальная психология:
только в активной приспособительно-преобразующей деятельности, связанной с постоянной ориентировкой в новых условиях жизни, с формированием оптимальных способов действий при наличии выраженных мотивов достижения происходит выработка индивидуального стиля деятельности, общения и переживания, способствующих оптимальному социальному балансу, т. е. адаптации.
Адаптационный синдром ( от греч. syndrome – стечение) – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры).
(В 1936 – Ганс Селье):
Стадии:
= стадия тревоги (фазы – шока и противошока – мобилизация защитных механизмов);
= стадия
сопротивляемости (резистентности) – повышение устойчивости организма к различным воздействиям;
= стадия стабилизации состояния либо –
= стадия истощения;
Шафранская К. Д. Адаптивные реакции при психических состояниях человека:
Стадии адаптационного процесса:
1) деструктивная реактивность – рассогласование функций и процессов за счет гипери гипоэффектов физиологических, когнитивных и регуляторных параметров, которые по интенсивности неадекватны ситуации;
2) стабилизация – устойчивая структура взаимосвязанных показателей, обеспечивающая успешность психической деятельности в состоянии напряжения и оптимально энергетические траты организма;
3) функциональная регрессия – чрезмерная реактивность отдельных психофизиологических
функций и процессов, снижение продуктивности интеллектуальной деятельности, сужение диапазона приспособительных форм поведения;
4) перестройка структуры личности за счет формирования новых свойств или коррекции ранее сформированных черт.
Внутригрупповая, собственно социально-психологическая адаптация: Свиридов Н. А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Дис. канд. психол. наук. Л. , 1974. С. 68. :
» Социально-психологическую адаптацию можно определить как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе»
Зотова, Кряжева – область содержания явлений СПА:
= социальный статус;
= профессионально самоопределение;
= сформированность социально значимых способностей, качеств;
= положение в коллективе, в системе межличностных отношений
ближайшего социального окружения, удовлетворяющий личность статус;
= характерологические особенности и качества личности;
= возможность проявления индивидуальности.
По Налчаджяну: Социально-психическая адаптированность –
такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, уджовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Адаптация – тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ:
Онтогенетическая социализация есть процесс интернализации групповых норм, ценностей и типичных форм поведения, имеющий место в ходе индивидуального психического развития индивида. Она может осуществляться на уровнях малых групп, организации и всего общества.
Адаптированность личности в группе – это такое ее состояние, которое позволяет ей без длительных конфликтов и фрустраций с возможной полнотой проявлять свои творческие и конструктивные возможности, переживать состояния самоутверждения и собственной ценности, значительности.
NB!
Личность может быть социализированной, но дезадаптированной.
В некоторых типах групп основным условием достижения состояния адаптированности является отказ от прогрессивных ценностей всего развивающегося общества.
ТИПЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА:
«Прогрессивный» тип адаптации.
«Регрессивный» тип адаптации. По Налчаджяну:
Разновидности (типология) социально-психической адаптации личности:
А. НОРМАЛЬНАЯ адаптация;
Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность.
а) нормальная защитная адаптация ( агрессия, рационализация, проекция, регрессия, сублимация и т. п. );
б) нормальная незащитная адаптация (познавательные процессы, целеполагание, целеобразование, социальная уступчивость, конформные реакции, самосознание);
в) смешанный тип (защита от фрустрированности и необходимость решения конструктивных задач);
Существуют адаптивные гиперкомплексы механизмов.
Б. ДЕВИАНТНАЯ адаптация.
Девиантными или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде в то время, как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Девиантное в данной групповой среде поведение может быть в высшей степени нормально-адаптивным и продуктивным для той организации или целого общества, в состав которых входит эта малая группа.
а) неконформистская адаптация ( преодоление внутригрупповой проблемной ситуации необычными для членов этой группы способами и путями и, вследствие этого, оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями.
Преступное поведение, гомосексуальное поведение.
б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.
NB: адаптировность или неадаптивность поведения относительны!
В. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.
Активная адаптация;
Пассивная (конформная) социальная адаптация;
а) Гомеостатический вариант (цель – достижение равновесия);
б) Гедонистический вариант (достижение наслаждения, избегание страданий);
в) Прагматический вариант (практическая польза, успех).
г) надситуативная неадаптивная активность – специфическая привлекательность действий с заранее непредрешенным исходом.
Критерии социально-психологической адаптированности личности:
1) качество, эффективность деятельности;
2) положение (статус, роль) в коллективе;
3) удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, собой («Я»-концепция).
Объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптированности курсантов:
1. Объективные критерии:
а) Учебная адаптированность – эффективность, успешность учебно-профессиональной деятельности;
б) служебно-дисциплинарная адаптированность – успешность выполнения служебных задач, выполнение требований уставов, приказов командиров и начальников;
в) микросоциальная адаптированность – авторитетное положение в коллективе как результат самоутверждения, достаточно высокий статус, отсутствие конфликтов с сослуживцами,
2. Субъективные критерии:
а) удовлетворенность курсанта своим учебно-профессиональным статусом, сохранность интереса к профессии, деятельности офицера, развитие профессиональных интересов – мотивационная адаптированность;
б) позитивно-конструктивное отношение к взаимоотношениям в коллективе, отсутствие агрессивно-конфликтного или пассивно-подчиненного отношения к окружающим;
в) наличие адекватной, достаточно высокой самооценки при позитивном «Я-образе» («Я-концепции»).
Может быть: творческая, мобилизующая или тревожная, тягостная неудовлетворенность, а также неосознаваемая неудовлетворенность (вытесненная).
Источники дезадаптации:
относительная социально-культурная депривация (изоляция от привычных условий);
гиперстимуляция новыми по содержанию социальными стимулами;
недостаточная подготовленность к саморегуляции;
утрата сложившихся форм наставничества;
потеря привычного коллектива;
низкий уровень психологической готовности к освоению профессии;
ломка динамических стереотипов;
когнитивный диссонанс, вызванный несовпадением представлений о курсантской жизни реальному положению дел;
СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ГРУППОВОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ
высокий групп. статус | |
внутренние конфликты | OB авторитетность |
разражительность | успешность СБД |
деперсонализация, | активный поиск, инициатива |
отчужденность | конструктивные реакции |
эмоц. истощение | конформные реакции |
КОМПЕНСАЦИЯ И ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ | КОНФОРМИЗМ, СОТРУДНИЧЕСТВО ЛИДЕРСКАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ |
SB – | SB |
неудовлетворенность МЛО | удовлетворенность МЛО |
низкая самооценка, -Я-образ | высокая самооценка, Я-образ |
АГРЕССИЯ И АУТОАГРЕССИЯ | ВЫТЕСНЕНИЕ, НОНКОНФОРМИЗМ |
депрессия, | истеричность, демонстративность |
апатия | инфантильность, регрессия |
раздражительность | OB неавторитетность, неэффективность СБД |
низкий групп. статус |
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ.
Механизмы адаптации:
а) организменные;
б) поведенческие;
в) психологические
«Психический механизм» – структура определенным образом взаимосвязанных психических действий, осуществление которых приводит к специфическому результату. (Налчаджян)
Психологический словарь:
Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Функцией защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.
В широком смысле – все типы адаптивного поведения.
В узком – процессы специфического изменения содержания сознания, устраняющие психологический дискомфорт и, как правило неосознаваемые человеком.
«Психологическая защита – это сформировавшиеся как правило на ранних этапах социализации индивидуальная форма переработки представлений, индивидуальный способ разрешения фрустрации и связанной с ней тревоги, осуществляемая бессознательно, автоматически и обеспечивающая индивидуальные формы удовлетворения потребностей, психологическую стабильность, гомеостаз, адаптацию. »
Аутопластическая адаптация – адаптация с помощью механизмов интрапсихической защиты. Виды защитного поведения в фрустрирующих (дезадаптирующих) ситуациях: А.
Конструктивное поведение: а) интенсификация усилий; б) замена средств достижения цели; в) замена цели; г) переоценка ситуации; Б. Непосредственное неконструктивное поведение (в т. ч. деструктивное): а) двигательное напряжение, напряженность; б) прямая агрессия; в) уход или бегство – апатия и беспомощность; г) психическая регрессия (ретрорегрессивное поведение и примитивизация); д) адаптивная активность воображения (фантазирование); е) уход или бегство – реакция «битника-хиппи» или номадизм (смена жизни); ж) стереотипия поведения; В. Формы психологических защит (как средства интрапсихической адаптации):
«Прошлое, настоящее и будущее нанизано на нить пробегающего желания». З. Фрейд
1) ВЫТЕСНЕНИЕ (подавление) инактивация, неполное вытеснение
2) ИЗОЛЯЦИЯ – (разрыв ситуации на части):
= смещение (перенос эмоций на другой источник) – «побей диван» Поиск «козла отпущения», осуществление разрядки в навязчивых действиях – компульсивные действия.
= интеллектуализация (отрыв от эмоций – преувеличение когнитивного, мыслительного компонента) – «все умрут».
3) РЕГРЕССИЯ (инфантилизация)
а) хаотические движения;
б) энурез;
в) «впал в детство»;
4) ИДЕНТИФИКАЦИЯ – принятие шаблонов поведения другого; отношение к одному, как другому; отношение к другому как к себе.
= единство с другим («Я – Наполеон»)
= перенос («суррогат любимой женщины»)
5) КОМПЕНСАЦИЯ – замена блокированного поведения другим.
= фантазирование («не могу напасть – облизываюсь»)
= гиперкомпенсация («я смогу лучше в другом деле») 6) РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ («умное объяснение»)
» Силен задним умом» – «немотивированное поведение»
Самообман.
«И в молодые наши лета,
Даем поспешные обеты
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
7) ОБЕСЦЕНИВАНИЕ («зеленый виноград»)
8) ВОЗМЕЩЕНИЕ (реституция) («искупление грехов») –
гипертрофия морали. Ханженство как показатель скрытой порочности. Гиперопека при скрытой враждебности.
9) РЕВЕРСИЯ (полярная перемена) («от любви до ненависти – один шаг»)
Смелость как реверсированная трусость.
10) ОБРАЗОВАНИЕ РИГИДНЫХ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ:
= акцентуация сильная выраженность личностных черт (синдрома) при социальной адаптации.
= психопатия – прогрессирующая дезадаптивность.
= невроз – нарушение адаптивных возможностей как следствие психотравмы или длительной фрустрации.
11) УХОД
= («я болен»)
= («бегство от свободы»)
12) ОТРИЦАНИЕ («этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»)
а) «измышляет и сам же этому верит.
б) «все равно я сильнее»
в) «не вижу» – перцептивные пустоты.
13) ПРОЕКЦИЯ («приписывание своих свойств и проблем другому»)
14) СУБЛИМАЦИЯ («превращение негативного состояния в пользу»), «сладкий лимон» «Ты это сделал», – говорит память. «Я этого не мог сделать», – говорит и повторяет совесть. память отступает.
Система факторов, влияющих на эффективность деятельности воинского коллектива
С учетом результатов социально-психологических исследований в отечественной и зарубежной науке ( Д. Креч, Р. Кратчифлд, Э. Беллчи, Н. Н. Обозов, Р.С. Немов, Петровский А.В., Донцов А.И. и др. ), могут быть выделены несколько групп факторов эффективности совместной деятельности:
Первичные факторы: (Выступают как независимые переменные для военно-психологического эксперимента, контролируются легче всего, прямое варьирование ими может привести к повышению эффективности деятельности без дополнительных специальных социально-психологических нововведений).
1.1 Количество членов в группе;
1.2 Длительность существования группы;
1.3 композиция (социально-демографический, индивидуально-личностный состав) группы;
1.4 особенности групповой организации, определяющей соподчиненность военнослужащих, иерархия ролевых статусов;
1.5. Обеспечение группы материально-техническими ресурсами;
1.6 Состояние каналов коммуникации, особенности информационно-коммуникативных процессов и структуры коммуникаций;
1.7 окружающая обстановка, физическая, климатическая, эргономическая среда;
1.8 Функциональное место, положение группы в организации, определяющее ее взаимосвязь с другими группами;
1.9 Уровень изолированности (автономности) группы в организации;
1.10 тип групповой задачи (делимость, неделимость, насыщенность сенсомоторными, перцептивными, мыслительными операциями), степень ее трудности (новизна, неопределенность, экстремальность, монотонность);
1.11 Нормативные (организационно-штатные, уставные, табельные, инструктивные и проч. ) требования, предъявляемые к структуре взаимодействия (совместных действий и общения).
Вторичные факторы: (Выступают как промежуточные переменные, контролируются с помощью социально-психологических диагностических средств и изменяются, формируются с помощью специальных нововведений в структуре деятельности, общения и воздействия на личность).
2.1 стиль руководства (типичные способы управления и общения официального руководителя);
2.2 Индивидуально-групповой уровень военно-профессиональной подготовленности и служебно-боевого опыта;
2.3 стиль неофициального (позитивного и негативного) лидерства;
2.4 Индивидуальная и групповая доминирующая мотивация (служебная, боевая, учебная);
2.5 Структура социально-психологических ролей (внутригрупповых, межличностных, индивидуальных);
2.6 Межличностные отношения (характер взаимоотношений, общения или морально-психологический климат, определяющийся доминирующими эмоциональными состояниями, нормативно-ценностными представлениями и реальным обращением военнослужащих друг к другу, т. е. групповыми настроениями, мнениями, традициями и поведением);
2.7 Сработанность и совместимость членов группы;
Зависимые переменные:
3.1 Эффективность деятельности (продуктивность, качество, ресурсозатраты, надежность).
3.2 Удовлетворенность членов группы деятельностью и взаимоотношениями, а также своим положением в группе (самим собой).
3.3 Профессиональное и социально-психологическое развитие (рост) отдельных военнослужащих и коллектива в целом.
(По мнению Р. С. Немова (1984) – главный критерий эффективности группы – соблюдение норм и сверхнормативная активность в идеологической (ценностной), профессиональной и образовательной сферах ее деятельности).
В этом смысле предпосылками. возникновения конфликтов могут быть названы:
I. Организационно-деятельностные предпосылки:
Во-первых, сюда могут быть отнесены и внешние социальные, социально-политические и социально-экономические факторы, порождающие противоречия в военной системе.
Эти предпосылки выражаются во форме обострения социальной напряженности. В общем виде социальная напряженность в Вооруженных Силах представляет собой качественную и количественную характеристику состояния военно-социальных отношений, степени их конфликтности. Источниками ее возникновения и развития являются противоречия и конфликты в различных сферах жизнедеятельности общества, элементах его социальной структуры и порожденные ими процессы и явления.
Социальную напряженность в Вооруженных Силах можно представить как особое социально-психологическое состояние масс военнослужащих, характеризующееся и обусловленное наличием и степенью их неудовлетворенности своим положением и статусом Вооруженных Сил в обществе.
Воздействие политических факторов на социальную напряженность в Вооруженных Силах, а, следовательно, и на частоту конфликтов в воинских коллективах, связано прежде всего с деятельностью органов государственной власти, политических партий и общественных движений в сферах, затрагивающих вопросы безопасности страны и военного строительства, использования армии и флота для решения как внешнеполитических, так и внутренних задач, оценкой этого самими военнослужащими.
Во-вторых, военно-организационные факторы, специфические для конкретного вида или рода войск;
В-третьих, конкретные противоречия, определяющиеся субъективным фактором в виде действий конкретных руководителей, организующих деятельность военнослужащих.
К этому уровню детерминант могут быть также отнесены:
неорганизованность ведущей деятельности, прежде всего – военно-профессиональной, дефекты в организации воинского труда;
неэффективный стиль руководства и общения военного руководителя;
нехватка правдивой информации о служебной ситуации, порождающая возникновение слухов;
однообразная, монотонная работа, низкая содержательность воинской деятельности;
снижение интеллектуальной насыщенности действий, отсутствие необходимости решать мыслительные задачи;
неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности;
неквалифицированная деятельность, не соответствующая специальности военнослужащего. Например, нехватка личного состава в частях вынуждает командиров привлекать офицеров для несения караульной службы часовыми и разводящими, для погрузочно-разгрузочных работ, обслуживания котельных и т. п. , что сегодня становится обыденным явлением для Вооруженных Сил. 44% из числа опрошенных кадровых военнослужащих назвали выполнение работ, не входящих в круг их должностных обязанностей, одной из основных причин конфликтов в их воинских коллективах.
II. Коллективно-групповые предпосылки:
сложившиеся традиции внутригрупповых взаимоотношений, норм общения, доминирование норм и ценностей, определяющих незаинтересованность большинства в обеспечении эффективности основного вида деятельности и подлинной социально-психологической сплоченности;
сохранение негативных установок во взаимоотношениях, реализующих принципы пресловутой «дедовщины».
этнокультурные стереотипы и установки, определяющие конфликты на основе национальной розни и антипатии;
несовпадение взглядов на происходящие события внутригрупповой и внегрупповой жизни;
грубость, открытая и скрытая агрессивность по отношению друг к другу как форма реализации внутригрупповых норм отношений ( демонстрация своего превосходства по отношению друг к другу, ложное самоутверждение, обращение по кличкам и т. п. );
различные формы межличностной несовместимости (психофизиологической, психологической, социально-психологической, мировоззренческой).
дефекты внутригрупповой коммуникативной связи, искажение служебной и другой информации в процессе ее передачи.
III. Индивидуально-личностные предпосылки:
особенности личной и служебной мотивации: («любовь к позиции на вершине горы», самомнение, потребность «реванша»);
грубость, как форма разрядки негативных мотивационных и эмоциональных состояний;
потребность в демонстрации силы, эгоизма, самоуверенности, зазнайства;
нечестность, паразитирование;
ложные направления завоевания авторитета, стремление к лидерству;
бесхарактерность, вздорность, эмоциональная несдержанность, агрессивность;
акцентуации характера, иногда – психопатии различных типов;
идеологические и межличностные ценностные установки.
отсутствие навыков эффективного общения, нефункциональная речь военнослужащего.
Так как конфликт предполагает столкновение личных целей, позиций, отношений военнослужащих в форме их взаимного противодействия, то причина. такого поведения лежит в противоречиях между различными субъективными и объективными предпосылками. Причина – взаимодействие предпосылок, порождающее индивидуальный. образ такого противоречия,
мотивирующий. соответствующее поведение личности, конкретного военнослужащего, который связывает это осознаваемое им противоречие с действиями другой личности, «персонифицируя» те или иные объективные детерминанты. .
Данные противоречия
порождают
социально-психологические проблемы во всех сферах жизнедеятельности Вооруженных Сил, прежде всего на личностном и коллективно-групповом уровнях.
К личностным проблемам. относятся проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности воинов. Это прежде всего: трудности социально-психологической адаптации личности к службе и межличностным отношениям в новом коллективе; последствия участия в боевых действиях и экстремальных ситуациях (психологические травмы, посттравматические стрессовые расстройства). Следствием является деформация личности военнослужащего как в нравственном, так и психологическом планах. В содержательном отношении она переживается как неудовлетворенные потребности,
чувство безысходности, растерянности, тревоги, страдания, разлада, а также проявляется в виде конфликтов с окружающими или в формах отклоняющегося поведения (алкоголизм и наркомания, сексуальные девиации, суицидальное поведение), нравственная деформация (предательство, мародерство, воровство, уклонение от службы и дезертирство).
К коллективно-групповым проблемам. относятся: нарушения внутри коллективных (деловых, моральных, личных) связей между воинами и их группами; рост негативных стремлений к выбору ими ложных асоциальных и антиармейских групповых ориентиров; распад позитивных ценностей коллектива; разобщенность военнослужащих, выражающаяся в бытовых текущих конфликтах; различные формы психологической несовместимости (мотивационно-ценностная, морально-идеологическая и психофизиологическая несовместимость); ухудшение коммуникации в процессе совместной воинской деятельности.
Личностные и коллективно-групповые проблемы проявляются в образовании деятельностных. проблем, присущих процессам служебной, учебно-боевой и боевой деятельностей. В связи с этим снижается их эффективность, возникают ошибки и аварии, совершаются проступки и преступления в ситуациях боевого дежурства, выполнения служебно-боевых задач. В структурно-психологическом плане различаются мотивационные. проблемы (отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных Сил побудителей к деятельности); профессионально-квалификационные (непригодность, ограниченная пригодность и неподготовленность части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей) и функционально-психологические. , связанные с негативными психофизиологическими состояниями военнослужащих непосредственно в процессе деятельности.
Таким образом, социально-психологическая работа направлена на решение текущих социально-психологических проблем на личностном, коллективно-групповом и деятельностном уровнях, что и является ее основным содержанием.
1. Изучить объективные и субъективные факторы, приводящие к различным уровням профессиональной адаптированности военных психологов.
2. Установить типы (стили), показатели, критерии, психологические механизмы профессиональной адаптации военных психологов.
3. Выявить типы и факторы профессиональной дезадаптации военных психологов в войсках.
4. Изучить динамику профессионально-важных качеств военного психолога в процессе его адаптации в должности.
5. Исследовать взаимосвязь