Социологическая теория личности — специальная социологическая теория, которая имеет своим предметом исследования личность в качестве объекта и субъекта социальных отношений на уровне взаимосвязи ее с социальными общностями включая малые социальные группы и коллективы.
Отдельные подходы к изучению личности:
- марксистский подход — за основу берутся реальные общественные отношения в реальной формации, в реальной динамике
- Э.Дюркгейм изучая личность противопоставлял социальное сознание индивидуальному, коллективное поведение индивидуальному.
- З.Фрейд создатель теории зеркального Я, дал свою трактовку через категории: социальные
- М.Вебер разработал концепцию социального поведения людей — каждый исследователь должен знать и понимать индивида, но не управлять этим поведением. Создал типологию четырех идеальных типов личности.
- В ряде наук: антропология, генетика есть свои подходы к изучению личности.
При изучении теории личности не надо путать понятия: человек, личность, индивид.
Личность — единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, в социальных институтах, в культуре и наиболее полно в социальной жизни.
Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, результат воздействия социальной среды, которая окружает личность. /Ядов/
Социальная среда для личности рассматривается на макроуровне: общество, социальный институт,
на микроуровне — ближайшее социальное окружение: контактная группа, семья.
Рассматриваемые понятия:
- социализация личности — процесс становления личности;
- социальная идентификация личности — осознание принадлежности к среде в которой живет личность;
- социальная роль — реальная социальная функция, модель поведения в системе общественных отношений.
Амер ученные: Р.Митт, Линтон Концепция ролевого поведения.
Ролевое поведение в трех уровнях:
- представляемая роль, что ожидают другие;
- субъективная роль, что думаю я сам о себе;
- играемая роль, что наблюдается в реальном поведением
- социальный статус — интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений /компоненты: социальные позиции, нормы, стереотипы поведения/
Структура личности.
- Компоненты:
- биологический,
- психологический,
- социальный.
Структура личности — в своей основе составляет система диспозиций как предрасположенностей к восприятию условий деятельности и определенному подведению в этих условиях.
Два уровня диспозиций:
- высший уровень /концепция жизни, ценностная ориентация, общая направленность, установки/ ,
- низший уровень /ситуационный уровень/.
В теории Ядова базовый элемент — ценностные ориентации /разделение личностью социальных ценностей, нравственных требований (эстетических, духовных, человеческой культуры), которые выступают как цели жизни так и средства их достижения.
Жизненные ценности:
- ценности материальной жизни
- ценности семейной жизни,
- ценности трудовые,
- ценности досуга,
- образование и культура,
- здоровье и социальная защита
В процессе формирования личности важны:
- самооценка личности,
- самочувствие личности через самоуважение /выражение обобщенной самооценки степени притязания и непринятия себя в окружающей среде/.
Особенности личности военнослужащего.
Связаны:
- с общими целями задачами ВС, вида, рода войск,
- с целями и задачами той социальной среды где находится военнослужащий,
- условия мирного и военного времени.
Личность военнослужащего — устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих военнослужащего «как составную часть функционирования военной организации общества», как продукт общественных отношений и включения его в систему социальных отношений.