Аккумуляторные батареи.
Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи подразделяются на танковое, автомобильные, мотоциклетные. К танковым относятся батареи типа 6 СТЭН – 140М, 6 СТ – 140Р, 12 СТ – 70М, 12 СТ – 70, 12 СТ – 85Р. К мотоциклетным относится батареи типа 3 МТ – 12, 3 МТ – 8, 6 МТС – 9, 6 МТС – 22.
Остальные типы батарей относится к автомобильным.
Перед началом работ проводится инструктаж по мерам безопасности при работе с АКБ, по окончанию инструктажа проинструктированный личный состав расписывается в книге по мерам безопасности. Обязательное требование при работе с АКБ, наличие проточной вентиляции для оттока испаряющихся вредных веществ из помещения в атмосферу.
Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние.
Все работы по приведению аккумуляторных батарей проводятся в специальной одежде и резиновых перчатках, для защиты глаз используются специальные очки.
Аккумуляторные батареи выпускаются заводами промышленности, как правило, в сухозаряженном исполнении, с герметизацией аккумуляторов. Для ввода их в эксплуатацию необходимо приготовить электролит определенной плотности, подготовить батареи для заливки электролита, залить электролит и дать выдержку для пропитки электродов, при необходимости зарядить батареи и откорректировать плотность электролита в аккумуляторах.
Электролит нужной плотности готовят из аккумуляторной серной кислоты плотностью I,83 – I,84 г/см3 и дистиллированной воды. Готовить электролит необходимо только в эбонитовой, керамической или фаянсовой посуде, причем вливать кислоту в воду тонкой струей, непрерывно помешивая раствор стеклянной или эбонитовой палочкой.
Подготовка батарей перед заливкой электролита заключается в смотре их на отсутствие трещин в мастике, крышках и моноблоке, а также в разгерметизации аккумуляторов (удаление заглушек на коробках, герметизирующих прокладок, пленок).
При попадании серной кислоты или электролита на кожу или в глаза, необходимо в первую очередь обильно промыть проточной водой область поражения. После промывки водой немедленно обратится в медицинский пункт.
Температура заливаемого электролита должна быть 15 – 25 0С. В жаркой и теплой влажной зонах допускается заливка батарей электролитом с температурой до 35 0С. Уровень электролита в аккумуляторах должна быть на 10 – 15 мм выше предохранительного щитка. После пропитки электродов в течение 20 – 120 мин проверяется плотность электролита. Если она понизилась не более чем на 0,03 г/см3по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию. На подзаряд ставятся батареи с температурой электролита не выше 30 — 35 0С. Заряжаются батареи постоянным током, равным 0,1 номинальной емкости батареи. Температура электролита во время, заряда не должна превышать 45 0С.
Конец заряда батареи определяется постоянством плотности электролита и напряжения при обильном газовыделении во всех аккумуляторах в течение одного часа. Отклонение плотности электролита в разных аккумуляторных одной и той же батареи допускается до 0,01 г/см3 . если в конце заряда плотность электролита не соответствует климатической зоне эксплуатации, то ее необходимо откорректировать, используя дистиллированную воду и раствор серной кислоты плотностью 1,4 г/см3.
При заряде батарей напряжение необходимо включать только после подсоединения клемм и убедившись, что нет доступа личного состава к открытому источнику электроэнергии.
По окончанию работ необходимо исключить доступ к серной кислоте, закрыть тару герметично и обесточить электроприборы. Обязательно вымыть руки обильным количеством воды с мылом.